К вопросу о метаязыке риторик М. В. Ломоносова и о его истоках в европейской риторической традиции
Андрей Константинович Филиппов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215
2017-03-16
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Метаязык,
терминосистема, риторика, XVIII в., Ломоносов.
Тезисы
М. В. Ломоносова по праву называют создателем русскоязычных
терминосистем в области как естественных, так и гуманитарных наук. Однако лингвистическая
характеристика любой области знания подразумевает описание не только ее терминологии,
но также и метаязыка. Метаязык той или иной науки трактуется как более общее
понятие, включающее в себя не только специфические термины, но также
общенаучную лексику, буквенную символику и графику. Целью настоящего доклада
выступает изучение метаязыка риторики Ломоносова в его трактатах «Краткое
руководство к риторике» и «Краткое руководство к красноречию», а также его
истоков в зарубежных риторических сочинениях.
Метаязык риторик Ломоносова большей частью включает в себя общелингвистическую
терминологию (названия букв и звуков, частей речи и т. п.), а также
специфическую лексику, связанную с теорией и практикой ораторского искусства:
последовательно разграничиваемые обозначения риторика и красноречие,
названия частей риторики (изобретение,
украшение, расположение), тропов и фигур, а также их типов (тропы речений, фигуры речений, фигуры
предложений), и мн. др.
Не претендуя на полноту охвата сочинений, служивших источниками для
риторических трудов Ломоносова, ограничимся рассмотрением европейской
риторической традиции, хорошо знакомой русскому ученому еще со времен его
стажировки в Марбурге под руководством Хр. Вольфа — в первую очередь
трудов И. К. Готшеда. Содержательная взаимосвязанность двух текстов
Ломоносова с европейской традицией риторического описания (см. также работы
Ф. Меланхтона, И. К. Аделунга, Г. А. Пирера и др.) отчетливо
видна хотя бы в последовательном противопоставлении понятия риторики как теоретической дисциплины
понятию красноречия как более общего
руководства, включающего ее в качестве одной из составных частей.