XLVI Международная филологическая научная конференция

К вопросу о метаязыке риторик М. В. Ломоносова и о его истоках в европейской риторической традиции

Андрей Константинович Филиппов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215
2017-03-16
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Метаязык, терминосистема, риторика, XVIII в., Ломоносов.

Тезисы

М. В. Ломоносова по праву называют создателем русскоязычных терминосистем в области как естественных, так и гуманитарных наук. Однако лингвистическая характеристика любой области знания подразумевает описание не только ее терминологии, но также и метаязыка. Метаязык той или иной науки трактуется как более общее понятие, включающее в себя не только специфические термины, но также общенаучную лексику, буквенную символику и графику. Целью настоящего доклада выступает изучение метаязыка риторики Ломоносова в его трактатах «Краткое руководство к риторике» и «Краткое руководство к красноречию», а также его истоков в зарубежных риторических сочинениях. Метаязык риторик Ломоносова большей частью включает в себя общелингвистическую терминологию (названия букв и звуков, частей речи и т. п.), а также специфическую лексику, связанную с теорией и практикой ораторского искусства: последовательно разграничиваемые обозначения риторика и красноречие, названия частей риторики (изобретение, украшение, расположение), тропов и фигур, а также их типов (тропы речений, фигуры речений, фигуры предложений), и мн. др. Не претендуя на полноту охвата сочинений, служивших источниками для риторических трудов Ломоносова, ограничимся рассмотрением европейской риторической традиции, хорошо знакомой русскому ученому еще со времен его стажировки в Марбурге под руководством Хр. Вольфа — в первую очередь трудов И. К. Готшеда. Содержательная взаимосвязанность двух текстов Ломоносова с европейской традицией риторического описания (см. также работы Ф. Меланхтона, И. К. Аделунга, Г. А. Пирера и др.) отчетливо видна хотя бы в последовательном противопоставлении понятия риторики как теоретической дисциплины понятию красноречия как более общего руководства, включающего ее в качестве одной из составных частей.