Замечания о неизученном поздневизантийском письмовнике «для начинающих»
Дмитрий Александрович Черноглазов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Греческий институт
2017-03-16
17:45 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Византийская литература, новогреческая
эпистолография, эпистолярная теория, риторика, Псевдо-Либаний, Феофил
Коридалевс.
Тезисы
Трактат, рассматриваемый в докладе, был опубликован в некритическом издании 1804 г., под заглавием «Сорок типов и стилей… собранные из [сочинений] софиста Либания». В действительности, текст содержит лишь 39 образцовых посланий, относящихся к 38 эпистолярным типам (названия типов восходят к ранневизантийскому трактату Псевдо-Либания). Однако, помимо издания 1804 г., письмовник сохранился в 5 рукописях XIV–XVI вв.: полный текст в Bodl. misc. 309, Paris. gr. 2671, Paris. gr. 2782A, отрывки в Cod. Barocc. 25 и и Vind. phil. gr. 181. Трактат совершенно не изучен; в обобщающих трудах о византийской эпистолографии он даже не упоминается. Между тем, анализ письмовника и подготовка его критического издания — важный шаг в исследовании греческой эпистолярной теории. В докладе характеризуется рукописная традиция и состав письмовника, излагаются наблюдения о его датировке, источниках и назначении. Демонстрируется, что рукописные версии существенно отличаются от опубликованной и, в некоторых случаях, содержат более полный текст — напр., в Paris. gr. 2671 мы находим уже 42 образца на 40 эпистолярных типов. Трактат датируется XII–XIV вв., исходя из встречающихся в тексте этикетных формул. Источник большинства образцов — различные версии трактата Псевдо-Либания. Основная функция трактата — обучение эпистолярному мастерству: поздневизантийский учебник активно использовался (наряду с «Изложением эпистолярных стилей» Феофила Коридалевса) вплоть до XIX в., на начальной стадии образования — следующим этапом было чтение и разбор писем Синесия Киренского и других «классиков» эпистолярного жанра. В докладе представлены исследовательские результаты, полученные при выполнении проекта РГНФ № 15-03-00138 «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».