Проблема героя и действия в новейшей драме: «Славянский базар» В. Леванова
Лариса Геннадьевна Тютелова
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)
25
2017-03-17
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
Драматургия, театр, драма, роман, сюжет, герой, действие.
Тезисы
Со времен Аристотеля принято считать, что драма — способ представления события посредством человека действующего. Логика его поступков позволяет читателю/зрителю открыть движущие силы истории. По своей сути они внеличностные, что определяет особенности содержания образа героя, диалектику субъективного и объективного в нем.
Существенные корректировки в теорию драму вносит современный вариант «новой драмы» — новейшая, предлагающая театру пьесы, в которых индивидуальная воля героя может не быть выражением надиндивидуального. Отсюда разработка противоречий, не имеющих разрешения, новые пространственно-временные характеристики действия и отсутствие традиционного драматического события.
Так, в «Славянском базаре» В. Н. Леванова персонажи ожидают господина Чехова, который должен заплатить за их трапезу. Действие начинается в «Славянском базаре» и заканчивается в ресторане Останкинской телебашни. При этом герои не собираются менять своего месторасположения, и действие не было бы завершено, если бы в башне не случился пожар.
Левановские герои лишены собственной воли: они ни к чему не устремлены, не осознают никакой проблемы, требующей от них решений и т. п. Их перемещение в пространстве и времени — следствие игры автора с читательским/зрительским сознанием, особенности которого он и исследует, создавая образы своих героев.
В итоге драма становится родом литературы, способным показать относительно автономное существование человека в социально-историческом пространстве, подобно тому, как это делает роман.
Существенные корректировки в теорию драму вносит современный вариант «новой драмы» — новейшая, предлагающая театру пьесы, в которых индивидуальная воля героя может не быть выражением надиндивидуального. Отсюда разработка противоречий, не имеющих разрешения, новые пространственно-временные характеристики действия и отсутствие традиционного драматического события.
Так, в «Славянском базаре» В. Н. Леванова персонажи ожидают господина Чехова, который должен заплатить за их трапезу. Действие начинается в «Славянском базаре» и заканчивается в ресторане Останкинской телебашни. При этом герои не собираются менять своего месторасположения, и действие не было бы завершено, если бы в башне не случился пожар.
Левановские герои лишены собственной воли: они ни к чему не устремлены, не осознают никакой проблемы, требующей от них решений и т. п. Их перемещение в пространстве и времени — следствие игры автора с читательским/зрительским сознанием, особенности которого он и исследует, создавая образы своих героев.
В итоге драма становится родом литературы, способным показать относительно автономное существование человека в социально-историческом пространстве, подобно тому, как это делает роман.