XLVI Международная филологическая научная конференция

Детектив Валькоро читает Майстера Экхарта: ингуманистические тенденции и феномен нового нигилизма в современных американских телесериалах

Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

кинозал
2017-03-22
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Ингуманистические тенденции, спекулятивный реализм, визуальный образ, сериальная форма современного фильма, новый нигилизм, киноавангард, апофатическая религиозная мысль.

Тезисы

В данном докладе речь пойдет о том, как сериальная форма современного фильма позволяет переосмыслить ингуманистические тенденции, навеянные положениями спекулятивного реализма, объектно-ориентированной онтологии, акселерационизма, археологии медиа, нового нигилизма и других лидирующих сегодня инновационных междисциплинарных подходов. На материале таких телесериалов, как «Настоящий детектив», «Мистер Робот», «Проповедник», «Мир дикого запада», «Очень странные дела» и др. будет продемонстрировано, как из кинематографического образа нигилистически вычитается субъективная и оценочная точка зрения режиссера, персонажа или зрителя. В результате визуальный образ приравнивается к сгустку темной, непроницаемой, замкнутой на себе материи, которая хаотически и спонтанно двигается по заведомо непредсказуемым траекториям. В докладе подробно раскрывается феномен нового нигилизма, заявленный в провокационных и харизматических сочинениях Юджина Тэкера (например, «Звездный спектакулярный труп») и Бена Вударда («Динамика слизи»). Нигилизм Ницше или Штирнера отрицал медиумическую связь человеческого с идеальным миром сверхчувствуенных ценностей; новый нигилизм служит не бунтарской негацией, а триумфальным утверждением материального объекта как фантазматического ядра чистой негативности. Юджин Тэкер назвал подобный утверждающий метод нового нигилизма «аффирмативной меонтологией». В докладе показано, что современные телесериалы не только обыгрывают ингуманистические воззрения нового нигилизма, но и могут быть рассмотрены в более широких культурно-исторических контекстах. Например, в контексте радикального американского киноавангарда (работ Стэна Брэкиджа, Элиаса Мериджа и др.), а также апофатической религиозной мысли (от Псевдо-Дионисия Ареопагита до Майстера Экхарта).