Стереотипные представления о беженцах из Сирии в немецких газетах
Юлия Дмитриевна Гавронова
Докладчик
ассистент
Смоленский государственный университет
Смоленский государственный университет
209
2017-03-18
10:50 -
11:05
Ключевые слова, аннотация
Беженцы-сирийцы, стереотип, средства массовой
информации, массовое сознание, журналисты.
Тезисы
В начале 2015
г. в связи с многократным увеличением потока беженцев из Сирии в Европейский союз
(в том числе и в Германию) возник европейский миграционный кризис. Для СМИ —
это одна из наиболее актуальных тем.
Поэтому цель исследования —
проанализировать распространенные стереотипы о беженцах из Сирии в СМИ.
В рамках нашего
исследования мы решили ограничиться одним СМИ Германии — газета «Spiegel» (01.01.2016–12.01.2017).
В процессе
качественного анализа текста невозможно было не обратить внимание на
распространение негативных, нетолерантных стереотипов поведения: Terrorverdächtige;Gefährder; ausreisepflichtige Ausländer, von denen eine Gefahr ausgehe; Menschen mit bösen Absichten; nordafrikanische Straftäter; Mörder; Unruhestifter. В тесной связи
с данными понятиями используются религиозные стереотипы: Islamisten,
Gläubige verschiedener Islamrichtungen, Muslime.
Но
формируются и стереотипы, описывающие тяжелое положение беженцев и направленные
на повышение сострадания общества к ним: Kriegsopfer; Jugendliche, die vor dem Krieg flohen;
die Opfer rassistischer Gewalt; politischer Gefangener. Такие эмоциональные
определения дают журналисты, имеющие контакты с беженцами и
пользующиеся у них доверием.
Для
создания более наглядного представления о беженцах журналисты прибегают к
стереотипам, связанным с их внешностью, вызывающие предрассудки среди местного
населения и недоразумения среди сирийцев: nordafrikanisch beziehungsweise arabisch aussehende junge Männer, Frauen mit Kopftüchern.
Итак, журналисты используют стереотипы интенционально, с целью оказать
определенное воздействие на массовое сознание. Формированию стереотипных
представлений о беженцах способствуют описания их внешности, вероисповедания, образа
жизни и поведения.