XLVI Международная филологическая научная конференция

Пространственные вокальные метафоры в речи преподавателей сольного пения

Леонид Валерьевич Пахомов
Докладчик
аспирант
Пермский государственный национальный исследовательский университет

9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-15
11:30 - 11:55

Ключевые слова, аннотация

Пространственная метафора, ориентационная метафора, вокальная метафора, образная схема, пространственные оппозиции, область вокализации, пение.

Тезисы

Работу голосового аппарата описать непросто: его невозможно «потрогать», а работу можно лишь ощутить и представить. Поэтому как преподавателю вокала, так и вокалисту необходим механизм, позволяющий осмыслять абстрактные понятия, которым является метафора. Особый тип метафоры, описывающий физиологические действия певца при постановке голоса, мы назвали вокальной метафорой.
Существует множество классификаций метафор, имеющих различные основания.
В рамках данного исследования мы предлагаем три классификации вокальных метафор:
1. Классификация метафор по вокально-телесной схеме показывает, что вокальная метафора способна побудить необходимые певческие ощущения, локализовать их в определенном месте, описать характер этих ощущений. В данной классификации мы соотносим области вокализации и метафоры, вербализующие ощущения певца, связанные с активизацией этих областей. Напр., ощущения в передне- и задненёбной области могут быть описаны метафорами: Держать/ронять купол //; Открыть ход //.
2. Классификация метафор по образным схемам позволяет осмыслить пение как систему пересекающихся образных схем, которые структурируют и закрепляют опыт певческой деятельности. В данной классификации мы рассматриваем образные схемы и их метафорическое воплощение в речи преподавателей вокала. Например, образная схема ПУТЬ очень актуальна для понимания процесса вокализации. При пении необходимо ощущать опору дыхания, т. е. начало пути воздушного потока, который следует по воздушному столбу до головы, т. е. купола и резонаторов.
3. Классификация по пространственным оппозициям представляет пение как пространство, имеющее определенные границы. Например, оппозиции ГОРИЗОНТАЛЬНО — ВЕРТИКАЛЬНО будут соответствовать метафоры струя воздуха в макушке и раздвинутые ребра.