Семиотика молчания в биографическом романе Колма Тойбина «Мастер»
Ольга Юрьевна Анцыферова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
198
2017-03-16
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Молчание,
биографический роман, беллетризованная биография, Генри Джеймс, гендерные
исследования, психология творчества.
Тезисы
Первыми к осмыслению молчания как семиотической практики обратились Дж. Стайнер (1967), С. Зонтаг (1966), И. Хассан (1967). Они писали об исчерпанности языка в пост-гуттенбергову эру (И. Хассан), о молчании как культурно-эстетическом приеме (С. Зонтаг). К настоящему моменту семиотика молчания приобретает все более выраженное идеологическое измерение, все более очевидной становится ее связь с концептами власти, доминирования и подавления. Молчание рассматривается как форма сопротивления намеренно искаженным репрезентациям и попыткам описать маргинализированное явление в терминах господствующей парадигмы. Данное сообщение исследует один из биографических романов, посвященных Генри Джеймсу, с точки зрения гендерного аспекта данной проблемы. Молчание (умолчание) анализируется не только как как ключевой механизм отбора материала в любом биографическом нарративе, но и как специфическая трактовка проблемы сексуальной самоидентификации американского классика в свете открытой гомосексуальной ориентации биографа. Декларируемая К. Тойбином в интервью 2004 г. зависимость джеймсовской эстетики от латентной гомосексуальности рассматривается в сопоставлении с общей тональностью, нарративной структурой и принципами отбора жизненно-биографического материала в романе «Мастер». Выводы позволяют говорить о неоднозначном соотношении в романе гендерного и эстетического аспектов: молчание и одиночество показаны как главные предпосылки творческих свершений Генри Джеймса, выводя читателя за рамки собственно гендерных импликаций. Молчание приобретает универсально-философский онтологический смысл и означает, скорее, неизбежное одиночество художника, обреченного жертвовать тем, что обыденно именуется жизнью, во имя искусства.