Имитация: контексты и проблемы
Киралина Иосифовна Южак
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-14
14:00 -
14:25
Ключевые слова, аннотация
Имитация, повторение, фуга, канон, Stimmtausch.
Тезисы
Современное понимание имитации как непосредственного
повторения материала, изложенного другим голосом, сложилось в ходе длительной
эволюции музыки и изначально связано с повторением мелодического материала в
неодноголосной ткани.
В середине XIII в., в контексте форм, основанных на многократной
репризности, это явление осознается как повторение
(‘repetitio’) небольших мелодических фрагментов и показывается
как обмен голосов материалом без изменения образуемого ими контрапункта (‘Stimmtausch’). В XV–XVI вв., в контексте расцвета форм, основанных на
росте и развёртывании из единого интонационного зерна, непосредственный повтор материала
в другом голосе осознаётся как подражание
(‘imitari’) и
обсуждается как техника воспроизведения исходного материала.
Историческое расширение творческой
практики и углубление музыкальной теории ведут к смене понятийных оппозиций, в
которые вовлекается имитация. Важнейшие из них — а) фуга/имитация, б) строгая/свободная имитация. Первая, утвержденная Дж. Царлино (1558), исходит из критерия тождества/сходства
воспроизводимых мелодических шагов и зависит от интервалов вступления:
совершенных или несовершенных. Не позже чем в ХIХ в. критерий этого противопоставления смещается в
композиционно-синтаксическую сферу. Вторая оппозиция, до сих пор обсуждаемая в
авторитетных зарубежных музыкальных энциклопедиях и словарях и отражающаяся в
широко известных трудах за рубежом, — исходит из непрерывности/периодичности имитирования. Более
чётко и обоснованно — как канон/имитация — эта оппозиция
разработана С. И. Танеевым (1929).
Каждая оппозиция отражает определенное состояние
общественного слухового сознания и стимулирует соответствующие теоретические и
технологические поиски.