XLVI Международная филологическая научная конференция

Сонеты Сервантеса: испытание жанра

Ольга Альбертовна Светлакова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215
2017-03-15
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Сервантес, сонет, циклизация, ренессанс, жанр, эволюция, пародия.


Тезисы

В отношениях Сервантеса с жанром сонета можно усмотреть три стадии — стадию «Галатеи», стадию «Дон Кихота» и стадию «Персилеса» и поздних сонетов; при этом движение описывает классическую «спираль»: использование (приятие) — испытание на пригодность — разрушение — осмеивание — приятие на новом уровне. «Дон Кихот» — романная и ренессансная по своему существу стадия отношений с петраркистским сонетом; ее можно определить как революционную и жестокую. Сонет и роман выглядят как антагонисты: твердое, кратчайшее, чуждое повествовательности, стихотворное начало сонета мыслится на полюсе, противоположном роману — пространному, повествовательному, прозаическому; противоположны они и по направлению равно напряженного гносеологического развертывания: сонет сворачивает бесконечность смысла в 14 строк, роман же разворачивает конечную, даже простую ситуацию сюжета в бесконечность исследовательского движения мысли.
3. Формы разрушения поэтики традиционного сонета в творчестве Сервантеса разнообразны: эксплицитное подчёркивание на стадии «прямого» использования жанра его вторичности и мертвящей хронологической дистанции; нарочитая избыточность и чрезмерность традиционной топики; наконец, прямое разрушение канонической формы итальянского образца. В позднем творчестве Сервантеса можно усмотреть продуманное «примирение» с сонетом. 16-ти известных нам «отдельных» сонетах Сервантеса переплетаются темы творчества, славы, преодоления времени деянием, человеческого подвига. Сервантес подчеркивает искусственность как внутреннего построения сонета, окончательно лишая его непосредственности и человеческой «неправильности», так и своего собрания сонетов, превращая его в своеобразный сонетный памятник неназванному, но имманентно присутствующему здесь в форме его сонета Петрарке.