XLVI Международная филологическая научная конференция

Воспитание героя в средневековых французских версиях «сюжета о Рыцаре с лебедем»

Ольга Вадимовна Попова
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный гуманитарный университет

198
2017-03-17
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Рыцарь с лебедем, Готфрид Бульонский, средневековая литература, эпос, рыцарский роман.

Тезисы

«Сюжет о Рыцаре с лебедем» начал складываться на территории Фландрии не раньше XII в. Старофранцузские поэмы о Рыцаре с лебедем вошли в состав эпического цикла о Первом крестовом походе, затем их материал лег в основу «Песни о Рыцаре с лебедем и Готфриде Бульонском» XIV в. Рыцарь с лебедем выступает в них в качестве предка Готфрида Бульонского, предводителя Первого крестового похода. Героическая биография Рыцаря с лебедем включает, в том числе, рождение и юношеские подвиги. В средневековых текстах нередко можно встретить эпизоды, в которых опытный воин, рыцарь или правитель дает юному герою советы или учит обращаться с оружием. Но «сюжет о Рыцаре с лебедем» интересен тем, что воспитанию героя предшествует его первоначальное состояние неведения, реализующееся через модель поведения простака. Как в «Песни о Рыцаре с лебедем и Готфриде Бульонском», так и в ее первоисточнике, поэме «Беатрикс», присутствуют заимствования из романа Кретьена де Труа «Персеваль», в котором модель поведения простака также реализуется. При этом, несмотря на сильное влияние куртуазной традиции, заимствования из романа Кретьена в поэмах о Рыцаре с лебедем связаны только с приобретением героем знаний о рыцарском снаряжении и тактике ведении боя, а элементы куртуазного воспитания, наиболее значимые для сюжета рыцарского романа, полностью отсутствуют. Это можно объяснить не только жанровой принадлежностью поэм о Рыцаре с лебедем к эпической, а не к романной традиции, но и их функцией в составе эпического цикла: сочинители стремились доказать сакральное происхождение Готфрида Бульонского. Простота героя и его неумение обращаться с оружием усиливают роль божественного покровительства, которое сопутствует ему при совершении первого подвига и в дальнейшем предопределяет религиозную миссию его потомка.