Тема странников и пророков в контексте романа В. Шарова «Возвращение в Египет»
Юлия Владимировна Меладшина
Докладчик
старший преподаватель
Пермский государственный институт культуры
Пермский государственный институт культуры
1000
2017-03-15
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Н. В. Гоголь, В. Шаров, гоголевский текст, странник, пророк.
Тезисы
Роман В. Шарова «Возвращение в Египет» построен на интертекстуальном взаимодействии с гоголевскими произведениями и нацелен на «вживление» гоголевского текста в культуру современной России, так как, по логике субъектов повествования, «потомков Гоголя», исправить трагическую судьбу отечества можно, лишь доделав ту работу, которую не завершил сам классик.
Мессианские мотивы, которыми изобилует роман Шарова, сопряжены темой странников и пророков. Главный герой романа, Николай Гоголь (Второй), возлагает на себя миссию по написанию второго и третьего томов поэмы «Мертвые души», выступает в роли странника по собственной судьбе, по родной стране и по тем историософским маршрутам, которые заданы творчеством классика. Странничество является одним из главных сюжетообразующих мотивов и предъявляется в романе в различных ракурсах и аспектах: на фабульном уровне, в типе героя, в идеологической составляющей романа.
С темой странничества сопряжена тема пророков — истинных и ложных. Эта тема реализуется, прежде всего, в предреволюционных самодеятельных постановках комедии «Ревизор» потомками Гоголя. Однако этим она не исчерпывается и находит свое отражение в авторской интерпретации и других произведений Гоголя («Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»). Разбираясь в том, что же такое пророческое служение, как верифицировать истинного пророка от самозваного, герои Шарова тем самым пытаются ответить на сокровенные вопросы о судьбе России, путях народа из «египетского рабства» и о роли писателя в жизни общества.
Сквозь призму понятий «пророк» и «странник» раскрываются не только судьбы героев романа, их идейные убеждения, но и рассматривается личность самого Гоголя, его роль и роль его творчества в истории России.
Мессианские мотивы, которыми изобилует роман Шарова, сопряжены темой странников и пророков. Главный герой романа, Николай Гоголь (Второй), возлагает на себя миссию по написанию второго и третьего томов поэмы «Мертвые души», выступает в роли странника по собственной судьбе, по родной стране и по тем историософским маршрутам, которые заданы творчеством классика. Странничество является одним из главных сюжетообразующих мотивов и предъявляется в романе в различных ракурсах и аспектах: на фабульном уровне, в типе героя, в идеологической составляющей романа.
С темой странничества сопряжена тема пророков — истинных и ложных. Эта тема реализуется, прежде всего, в предреволюционных самодеятельных постановках комедии «Ревизор» потомками Гоголя. Однако этим она не исчерпывается и находит свое отражение в авторской интерпретации и других произведений Гоголя («Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»). Разбираясь в том, что же такое пророческое служение, как верифицировать истинного пророка от самозваного, герои Шарова тем самым пытаются ответить на сокровенные вопросы о судьбе России, путях народа из «египетского рабства» и о роли писателя в жизни общества.
Сквозь призму понятий «пророк» и «странник» раскрываются не только судьбы героев романа, их идейные убеждения, но и рассматривается личность самого Гоголя, его роль и роль его творчества в истории России.