Повышение валидности тестов (на примере заданий школьного и районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку)
Надежда Александровна Бесядовская
Докладчик
преподаватель
Гимназия №56
Гимназия №56
Ольга Ивановна Трубицина
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
2-У
2017-03-16
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Валидность, тесты, олимпиада, школьники.
Тезисы
Вопрос о валидности тестов при составлении заданий школьного и районного этапа Всероссийской олимпиады школьников стоит необыкновенно остро. Это объясняется не только повышенным интересом самих учащихся, но и необходимостью качественной проверки большого числа работ учителями, которые не проходят никакой специальной подготовки.
Школьный и районный этапы Всероссийской олимпиады состоят из пяти конкурсов: Понимание устного текста (Аудирование), Понимание письменного текста (Чтение), Лексико-грамматический тест, Письмо, Страноведение. В идеале задания всех разделов, в том числе раздела Письмо, должны быть представлены в тестовом варианте и проверяться по ключам.
Приемы повышения валидности тестов можно разделить на две большие группы: универсальные, такие, которые можно применить в заданиях разных аспектов; и специальные, которые используются только в заданиях одного из аспектов. К первой группе можно отнести: а) кроссворд, б) указание количества букв, в) указание некоторых букв, г) перечисление возможных вариантов, д) имена собственные и названия, е) алфавитный порядок слов, ж) устойчивые сочетания, з) стихотворная форма (ритм и рифма). Вторая группа включает: а) соотнесение, например, глаголов с послелогами; б) грамматические конструкции, например, сочетание глаголов с инфинитивом или герундием; в) выбор материала, имеющего определенные географические, климатические, характеристики; г) три предложения — одно слово; д) двухчастное утверждение; е) отрицание и отрицательные конструкции; ж) употребление количественных слов; з) употребление модальных глаголов. Применение перечисленных выше приемов, по одному, или в сочетании, значительно увеличивает уровень валидности тестовых заданий, облегчает проверку, становится залогом повышения качества полученных результатов.
Школьный и районный этапы Всероссийской олимпиады состоят из пяти конкурсов: Понимание устного текста (Аудирование), Понимание письменного текста (Чтение), Лексико-грамматический тест, Письмо, Страноведение. В идеале задания всех разделов, в том числе раздела Письмо, должны быть представлены в тестовом варианте и проверяться по ключам.
Приемы повышения валидности тестов можно разделить на две большие группы: универсальные, такие, которые можно применить в заданиях разных аспектов; и специальные, которые используются только в заданиях одного из аспектов. К первой группе можно отнести: а) кроссворд, б) указание количества букв, в) указание некоторых букв, г) перечисление возможных вариантов, д) имена собственные и названия, е) алфавитный порядок слов, ж) устойчивые сочетания, з) стихотворная форма (ритм и рифма). Вторая группа включает: а) соотнесение, например, глаголов с послелогами; б) грамматические конструкции, например, сочетание глаголов с инфинитивом или герундием; в) выбор материала, имеющего определенные географические, климатические, характеристики; г) три предложения — одно слово; д) двухчастное утверждение; е) отрицание и отрицательные конструкции; ж) употребление количественных слов; з) употребление модальных глаголов. Применение перечисленных выше приемов, по одному, или в сочетании, значительно увеличивает уровень валидности тестовых заданий, облегчает проверку, становится залогом повышения качества полученных результатов.