Образ хакера в кино: от супергероя к шизофренику
Роман Сергеевич Осминкин
Докладчик
соискатель
Российский институт истории искусств
Российский институт истории искусств
129
2017-03-20
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Кинообраз хакера, диегетический нарратор в кино, расщепленный субъект, кибер-революционер, кинонарратология, социальная психология, социопатия, пост-гуманизм.
Тезисы
Метафору
«героя нашего времени» сегодня воплощает в себе фигура хакера. Это не только
Дж. Ассанж (J. Assange) и Э. Сноуден (E. Snowden), интернет-взломы которых получили
глобальную огласку, но и покончивший с собой 26-летний интернет-активист и
программист А. Шварц (A. Swartz), выступавший за свободу информации в
Интернете. Литература и кино, начиная с 1990-х гг. взялись активно разрабатывать
образ хакера. В кино на протяжении более чем 20 лет, хакеры представали то в
роли супер-героев, спасающих мир от пришельцев («День независимости» («Independence
Day»)), то «робин гудов», борющихся за социальную справедливость подручными
средствами («Хакеры» («Hackers»), «Пароль Рыба-меч» («Swordfish») и др.).
Сериал «Мистер-Робот» («Mr. Robot»), 1 сезон которого вышел на экраны в 2015 г., представляет интерес не столько правдивостью технологической части и попыткой взгляда изнутри образа жизни хакеров (в нач. 2015 г. выходит фильм «Кибер» («Blackhat»), где вся технологическая часть исполнена по фетишистски дотошно). «Мистер-робот» становится первым фильмом, интериоризовавшим в себе фигуру хакера как живого человека со своими психофизическими, ментальными, социальными проблемами и специфическим взглядом на вещи этого мира. На протяжении всего фильма главный герой — страдающий диссоциальным растройством личности программист по имени Эллиот (Elliot) — выступает в роли диегетического нарратора, ведя повествование о своей жизни от первого лица сразу в двух планах — изнутри повествуемого мира и на уровне акта повествования. Дополняя визуальный текст экранного нарратива, герой вербализует не только внутренние переживания и сомнения своего персонажа, но и рефлексирует над своей профессиональной идентичностью хакера, осмысляя взятую на себя роль «борца за справедливость» и революционера.
Сериал «Мистер-Робот» («Mr. Robot»), 1 сезон которого вышел на экраны в 2015 г., представляет интерес не столько правдивостью технологической части и попыткой взгляда изнутри образа жизни хакеров (в нач. 2015 г. выходит фильм «Кибер» («Blackhat»), где вся технологическая часть исполнена по фетишистски дотошно). «Мистер-робот» становится первым фильмом, интериоризовавшим в себе фигуру хакера как живого человека со своими психофизическими, ментальными, социальными проблемами и специфическим взглядом на вещи этого мира. На протяжении всего фильма главный герой — страдающий диссоциальным растройством личности программист по имени Эллиот (Elliot) — выступает в роли диегетического нарратора, ведя повествование о своей жизни от первого лица сразу в двух планах — изнутри повествуемого мира и на уровне акта повествования. Дополняя визуальный текст экранного нарратива, герой вербализует не только внутренние переживания и сомнения своего персонажа, но и рефлексирует над своей профессиональной идентичностью хакера, осмысляя взятую на себя роль «борца за справедливость» и революционера.