XLVI Международная филологическая научная конференция

Когнитивная стратегия как фактор функционирования маркеров достоверности в высказываниях дошкольников

Ольга Борисовна Сизова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

184
2017-03-16
12:45 - 13:15

Ключевые слова, аннотация

Детская речь, недоразвитие речи, когнитивная стратегия, эпистемическая модальность.

Тезисы

В исследовании анализируется роль различных средств выражения эпистемической модальности в элицитированной речи старших дошкольников с отклоняющимся развитием речи. Материалом иследования послужили высказывания детей, полученные в рамках трех тестов: 1) актуализация названий объектов, предъявленных на изображениях и/или данных в описании; 2)порождение текстов в жанре описания и сюжетного рассказа а) по серии иллюстраций; б) по отдельной иллюстрации; 3) понимание скрытого смысла прослушанного текста в ответах на вопросы взрослого.
Анализируются особенности функционирования средств выражения эпистемической модальности в речи детей, реализующих одну из языковых и когнитивных стратегий в связи с наличием первичной кинетической дисфункции (ПКД) или первичной соматосенсорной дисфункции (ПКД) (Сизова 2015). Выявляются различия в преобладании средств маркирования достоверного или проблематичного суждения; склонность к самоисправлениям или реализации вариантов суждения как равновероятных версий; различия в лексическом выражении отсутствия адекватного ответа. Выясняется наличие связи этих различий с реализуемой ребенком языковой и когнитивной стратегией.
На основе выводов о закономерностях функционирования языковых средств выражения эпистемической модальности обосновывается склонность детей, реализующих каждую из стратегий, к верификации достоверности полученной, получаемой и транслируемой информации на основе мнения референтной группы или эмпирического фундамента знания.
Исследование выполнено при поддержке РНФ (грант 14-18-03668).