XLVI Международная филологическая научная конференция

Анализ сформированности когнитивных механизмов понимания иностранного текста (на материале рецепции устной публичной речи)

Татьяна Александровна Винникова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2017-03-14
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Рецепция текста, когнитивные механизмы, понимание высказывания.



Тезисы

Образование когнитивных механизмов понимания устного иноязычного текста представляет собой важную задачу в развитии языковой способности изучающего иностранный язык. Определение уровня сформированности механизмов является целью исследования и экспериментальным образом определяется путем анализа устного перевода на родной язык. Задачей испытуемых, в качестве которых выступало 24 студента-переводчика, была передача медийного текста (трехминутная речь А. Джоли в поддержку пакистанской девочки) с английского на русский. Формальным признаком сформированности механизмов является длительность и развернутость порожденного текста и отсутствие очевидных искажений смыслов, напр., «disapprove» «не признавать»; «sweet, creative, loving little girl» ­ «милая и слабая девочка», «хрупкая». О несформированности свидетельствует неспособность реципиента сохранить метафорический смысл исходного текста: «In a brutal attempt to silence her voice it grew louder» «Они хотели заставить ее замолчать, но их поступок наделал больше шума». Показателем недостаточной сформированности является трансформация рассуждений в повествовательные высказывания: «Her favourite pink dress, she wrote, could put her in a danger» «Она носила розовое платье и это подвергало ее опасности». При недостаточной сформированности когнитивных механизмов испытуемому не удается передать эмоциональную доминанту текста, что выражается в частотных повторах высказываний, эмоционально насыщенных в оригинале, но утративших эмоциональный потенциал в результате рецепции: «But the only thing that really matters to Malala was school. Her passion for learning expressed thought her famous diaries…»   «Она любила учитьсяОна очень любила учиться».