Английская драма 20–30 гг. XVII в. в литературной критике
Нина Владимировна Зонина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-18
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Драматургия, XVII в., эволюция, трансформация, новаторство, драма Реставрации.
Тезисы
Революционный характер XVII в. в Англии серьезно сказался на ее драматургии.
Пройдя со страной через все потрясения века, драма продемонстрировала свою жизнестойкость, актуальность и способность к обновлению, эволюционировав от искусства Возрождения к новаторской комедии Реставрации.
Английской драме XVII в. посвящено много исследований как за рубежом, так и с нашей стране. Однако, часто в них предметом анализа являются последние творения Шекспира (до 1613 г.), пьесы его современников, созданные в начале ХVII в., но кровно связанные с ХVI в. (Б. Джонсон и др.), или драма Реставрации 1680–1690-е. гг. Даже, если исключить годы «молчания» драмы в силу указа 1642 г., исследователи редко касались пьес, созданных в годы правления Карла I, в 20–30 гг. XVII в., хотя, судя по афишам тех лет, пьес было немало, как и новых имен авторов (Дж. Шерли и др.).
Игнорирование драматургии предреволюционных лет долго господствовало как в зарубежной, так и в отечественной критике. Лишь со II пол. ХХ в. ситуация начинает меняться: появились работы, открывающие в драме тех лет оригинальность и новаторство, определившее во многом специфику драмы Реставрации.
Однако, эта тенденция мало затронула российское литературоведение. После первых шагов в этой области в 60–70-е гг. ХХ в. (Горбунов А. Н., Таск С. Э.), оно мало продвинулось вперед, значительно отставая от зарубежного в осмыслении драмы 20–30-х гг. ХVII в., ее роли в истории развития английской драмы. Этот пробел несомненно затрудняет понимание процесса эволюции английской драмы как XVII в., так и в целом, и требует к себе серьезного внимания отечественных специалистов.
Пройдя со страной через все потрясения века, драма продемонстрировала свою жизнестойкость, актуальность и способность к обновлению, эволюционировав от искусства Возрождения к новаторской комедии Реставрации.
Английской драме XVII в. посвящено много исследований как за рубежом, так и с нашей стране. Однако, часто в них предметом анализа являются последние творения Шекспира (до 1613 г.), пьесы его современников, созданные в начале ХVII в., но кровно связанные с ХVI в. (Б. Джонсон и др.), или драма Реставрации 1680–1690-е. гг. Даже, если исключить годы «молчания» драмы в силу указа 1642 г., исследователи редко касались пьес, созданных в годы правления Карла I, в 20–30 гг. XVII в., хотя, судя по афишам тех лет, пьес было немало, как и новых имен авторов (Дж. Шерли и др.).
Игнорирование драматургии предреволюционных лет долго господствовало как в зарубежной, так и в отечественной критике. Лишь со II пол. ХХ в. ситуация начинает меняться: появились работы, открывающие в драме тех лет оригинальность и новаторство, определившее во многом специфику драмы Реставрации.
Однако, эта тенденция мало затронула российское литературоведение. После первых шагов в этой области в 60–70-е гг. ХХ в. (Горбунов А. Н., Таск С. Э.), оно мало продвинулось вперед, значительно отставая от зарубежного в осмыслении драмы 20–30-х гг. ХVII в., ее роли в истории развития английской драмы. Этот пробел несомненно затрудняет понимание процесса эволюции английской драмы как XVII в., так и в целом, и требует к себе серьезного внимания отечественных специалистов.