XLVI Международная филологическая научная конференция

Особенности реализации согласного /r/ во французской певческой речи

Ульяна Евгеньевна Кочеткова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2017-03-14
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Фонетический анализ, певческая речь, французский язык, артикуляторные характеристики.

Тезисы

Вопрос о замене французского увулярного согласного на переднеязычный в оперном пении и в камерной музыке является одним из наиболее дискуссионных в настоящее время. Начиная с эпохи расцвета итальянского стиля в опере, подобная замена была рекомендована в первую очередь исполнителям оперных партий. Со временем данное правило распространилась и на камерные произведения французских авторов, хотя его соблюдение и не было столь строгим.
В последнее время все чаще наблюдается отклонение от традиционной для академического пения реализации согласного /r/. Целый ряд современных французских вокалистов как в оперных ариях, так и в романсах отдают предпочтение увулярной артикуляции; другие сохраняют переднеязычный только в оперном жанре, либо исключительно в романтической опере (тогда как в барочном стиле допускают появление увулярного согласного). Важное значение имеет также техническая сложность исполняемого произведения (пассажи, высокие ноты, резкие смены регистра и т. п.), которая, как правило, приводит к выбору вокалистом переднеязычного варианта /r/. Необходимо отметить, что существуют и такие французские исполнители, которые до сих пор в подавляющем большинстве случаев реализуют переднеязычный согласный независимо от стиля и жанра.
Выбор какого-либо одного варианта артикуляции /r/ для произведения в целом осуществляется вокалистом сознательно и определяется факторами нелингвистического характера. Однако во время исполнения нередко наблюдаются отклонения от выбранной певцом общей стратегии: замены переднеязычного согласного на увулярный и наоборот. Данное исследование, проведенное на материале записей 20 французских оперных исполнителей, позволяет предположить существование определенных фонетических и музыкальных факторов, влияющих на появление таких отклонений.