XLVI Международная филологическая научная конференция

Детские травмы популярных персонажей как прием современного кинематографа

Анна Владимировна Конева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

215
2017-03-21
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Современный кинематограф, приемы создания персонажа, визуальная культура, психология восприятия кино, кинотерапия, психология личности, травма, гештальт, персонаж, литературный прототип, социальное воображаемое.

Тезисы

Современные экранизации часто используют персонажи-иконы, которые хорошо знакомы читающей публике, и зачастую были не раз представлены и на экране. Кинематограф пост-постмодернизма уже не просто цитирует или ставит фильмы «по мотивам» и «с отсылками» к разным первоисточникам, но сценаристы пишут свой собственный роман, наделяя персонажа, чья «фактура» изначально опирается на литературный сюжет, новыми чертами, элементами биографии и характером. Персонаж, таким образом, становится все более и более живым — и это оказывается залогом успеха фильма. Если мы посмотрим на фильмы последних десятилетий, то обнаружим возрастающий интерес в психологическим сюжетам. Авторы сценария явно не чужды популярных психологических теорий и, оживляя для экрана своих героев, они обосновывают черты их характера эпизодами детства, историями из прошлого, личными травмами. В докладе мы рассмотрим несколько популярных персонажей, далеко ушедших от своих литературных прототипов, познакомимся с их придуманными историями и проанализируем черты их характера и поступки с точки зрения исцеления личных травм. Шерлок, Алиса — что у них общего? Для современного зрителя важно, чтобы персонаж был живым и ярким. Особенно, если это кино с продолжением. Персонаж, даже если он во многом фантастический, несет некое послание, и зритель, так или иначе, его «считывает». Поступки и действия персонажа объясняются детскими историями и личными травмами. Психологизация литературного прототипа становится приемом оживления и залогом популярности фильма через его главного героя. Авторы сценария становятся психоаналитиками своим персонажам, а мы попробуем деконструировать послание современного кинематографа, исследуя детские травмы персонажей.