Авторские образы-клише
Татьяна Евгеньевна Аникина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
211
2017-03-20
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Авторский образ, клише, чешская литература, стилистика, авторская лексикография.
Тезисы
Художественный текст, будучи креативным явлением по своей природе, является результатом творческих усилий своего создателя. Одновременно он носит в себе черты бессознательного. Это может быть коллективное бессознательное: мифологемы, топика и т. п. Может быть следование риторическим построениям литературного жанра или направления. А может быть и автоматическое воспроизведение ранее тщательно разрабатываемых авторских образов, которые в таком случае получают квалификацию авторских клише. Так, например, чешская писательница XX в. Мария Пуйманова (Marie Pujmanova, 1893–1958) в первых двух частях своей трилогии «Люди на перепутье» («Lide na krizovatce») и «Игра с огнем» («Hra s ohnem»), а также в своей поэзии тщательно разрабатывает ряд образов. В частности, образ Влтавы, исполняющей произведения Б. Сметаны (B. Smetana). В последней части трилогии, носящей название «Жизнь против смерти» («Zivot proti smrti») писательница этим образом маркирует локус пражских плотин. Данное явление можно рассматривать как авторское клише. В Словаре трилогии Марии Пуймановой авторские клише получают соответствующую лексикографическую помету, что позволяет в рамках словарной статьи двуязычного авторского словаря проследить механику создания указанного стилистического явления. Авторские клише находим в творчестве и других писателей.