Студент как объект оценки в русской прозе конца XIX в. (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)
Сюе Яо
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
210
2017-03-14
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Студент, оценка, лексические
единицы, лингвокультурология, русская проза конца XIX в.
Тезисы
Студенчество это часть общества,
которая расширяет свои знания, быстро реагирует на новые идеи, участвует в общественных
движениях. В социологии студенчество часто рассматривают как модель будущего
социума, с которой общество связывает определенные надежды. Особое отношение к
студенчеству сложилось в России вследствие реформ 60-х гг. XIX в., когда началась демократизация
образования (Петрова 2000: 22).
Особенности восприятия студенчества в пореформенной России XIX в. отражены в оценках, представленных в повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты». Оценки исходят от одного субъекта или «от совокупности лиц, образующих некий социум с общими стереотипами» (Вольф 1985: 69). Сопоставление оценок позволит установить, какие черты студенчества воспринимались обществом как положительные или отрицательные, поможет составить представление о степени совпадения оценок студенчества с разных точек зрения. Подобная постановка задачи определяет новизну подхода к лексическому материалу, позволяя связать языковые оценки с социокультурной ситуацией эпохи, когда изменения в обществе прямо влияли на формирование студенчества. Актуальность темы определяется практическими задачами исследования русского языка в русле лингвокультурологического направления, а также необходимостью учета оценочности при подготовке к переводу текстов русской прозы конца XIX в., затрагивающих тему студенчества.
Библиография
Петрова Т. Э. Социология российского студенчества: Этапы и закономерности становления. СПб., Бельведер, 2000. 244 с.
Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.
Особенности восприятия студенчества в пореформенной России XIX в. отражены в оценках, представленных в повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты». Оценки исходят от одного субъекта или «от совокупности лиц, образующих некий социум с общими стереотипами» (Вольф 1985: 69). Сопоставление оценок позволит установить, какие черты студенчества воспринимались обществом как положительные или отрицательные, поможет составить представление о степени совпадения оценок студенчества с разных точек зрения. Подобная постановка задачи определяет новизну подхода к лексическому материалу, позволяя связать языковые оценки с социокультурной ситуацией эпохи, когда изменения в обществе прямо влияли на формирование студенчества. Актуальность темы определяется практическими задачами исследования русского языка в русле лингвокультурологического направления, а также необходимостью учета оценочности при подготовке к переводу текстов русской прозы конца XIX в., затрагивающих тему студенчества.
Библиография
Петрова Т. Э. Социология российского студенчества: Этапы и закономерности становления. СПб., Бельведер, 2000. 244 с.
Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.