XLVI Международная филологическая научная конференция

Термин русский язык как неродной в методической литературе

Леонид Викторович Московкин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-03-16
14:30 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

Русский язык как неродной, методическая терминология, теория методов обучения.

Тезисы

Термин «русский язык как неродной» иногда встречается в методической литературе уже в 1930-е гг., но получает распространение с конца 1980-х гг. Чаще всего термин он применяется по отношению к обучению русскому языку в тех школах России, где часть учебных предметов преподается на родном языке учащихся, то есть он заменил существовавший в советское время термин «русский язык в национальной школе». Кроме того, русским языком как неродным иногда называют русский язык, который преподают в школах ближнего зарубежья — в странах СНГ [Есаджанян], а также в российских вузах студентам из Средней Азии и Закавказья. Наконец, некоторые исследователи называют русским языком как неродным тот язык, которым овладевают приезжающие из зарубежных стран трудовые мигранты [Лысакова, 2015, с. 7]. Более корректным было бы употребление термина «неродной язык» для обозначения родового понятия, включающего понятия иностранного и неиностранного неродного языков, которые изучаются в языковой среде и вне ее, и противопоставленного понятию «родной язык». Такое его употребление было бы уместным в работах, посвященных методам обучения, которые не проявляют своей специфики при обучении различным вариантам неродного языка в языковой среде и вне ее.
Библиография
Есаджанян Б. М. Методика преподавания русского языка как неродного / Б. М. Есаджанян, Л. Г. Баласанян, Э. А. Баятян и др. / Под ред. Е. М. Есаджанян. Ереван: Филин, 2008. 496 с.
Лысакова И. П. Основы методики обучения русскому языку как неродному / И. П. Лысакова, Т. Ю Уша, Г. М. Васильева и др./ Под ред. И. П. Лысаковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 163 с.