Игра слов и игра смыслов в поэтическом сборнике Джеймса Джойса Камерная музыка
Ольга Андреевна Делазари
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-18
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Зарубежная литература, Великобритания, камерная музыка, Джойс, игра.
Тезисы
Первый стихотворный
сборник Д. Джойса (Joyce) «Камерная музыка» («Chamber Music, 1907») стал и первым опубликованным произведением
писателя. К «Камерной музыке» автор подошел как к своего рода эстетической
лаборатории, где экспериментировал с различными стилями, формами и способами
выражения. Уже в выбранном Джойсом названии явственно прослеживается игра слов:
«Камерная музыка» в качестве названия сборника стихов с одной стороны обусловливает
преобладание ритмических и мелодических штрихов над смысловым наполнением и
словесной структурой, с другой стороны, сублимировано связывает название с
использованием ночного горшка (chamber pot) и журчанием мочи. Подобная словесная
игра, как нельзя лучше отвечающая тяге Джойса к сочетанию несочетаемого,
вычленению разноуровневых и стилистически разделенных смыслов, прослеживается
как в макроструктуре сборника, так и в отдельных стихотворениях. Неопределенность
времени и пространства, обстановки, нечеткое обозначение характеров и их
взаимодействия и общепринятых тем и образов в «Камерной музыке» раздвигает
рамки лирико-биографической условности, добавляет к беспристрастному эффекту
модернистское переосмысление слова-символа в мифопоэтическом ключе. Включение
сборника в обширнейший литературно-эстетический контекст посредством
излюбленной Джойсом практики цитирования, остроумных стилизаций, пародийных
форм и других интертекстуальных методов, направленных на пересмотр общепринятого
воображаемого наследия, отвечает авангардистской эстетике и также
сближает его лирику с аллегорической чувствительностью неоплатонизма, нашедшей
отражение в «поэтике неясности» (poetics
of obscurity) писателя, основанной на концепции смысла как чего-то, что нужно ухватить, проникнув сквозь поверхность слов, чтобы
расшифровать скрытый под ними смысл.