Традиция комедии дель арте в творчестве М. Горького
Анастасия Викторовна Голубцова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
ауд. 188
2017-03-16
18:25 -
18:45
Ключевые слова, аннотация
Максим Горький, драматургия, итальянский театр, комедия дель арте, импровизация.
Тезисы
К моменту приезда Максима Горького в Италию его имя было уже известно итальянским интеллектуальным кругам и широкой публике, его пьесы ставились на итальянской сцене. Однако творчество Горького мало повлияло на итальянских драматургов. Горький же уделял итальянскому театру самое пристально внимание: во время пребывания в Италии он посещал театральные постановки, знакомился с пьесами итальянских авторов. В частности, Горький посещает театр Нуово, сохраняющий традиции оперы-буфф, и восхищается неаполитанским театром Скарпетты, известным своими постановками, продолжающими традицию комедии дель арте. Рассматривая влияние итальянской сцены на творчество Горького, следует уделить особое внимание влиянию на творчество Горького итальянского театра масок. Во многих пьесах, написанных или задуманных в первый итальянский период («Дети», «Фальшивая монета» и др.), отчетливо прослеживаются комические и импровизационные элементы, свойственные итальянскому народному театру. Ближе всего к традиции комедии дель арте стоит «Работяга Словотеков», представляющий собой сценарий для комической импровизации. Итальянские исследователи редко выделяют данный аспект творчества Горького, в большей степени подчеркивая его специфически русский характер. Отечественные филологи неоднократно отмечали влияние итальянского театра на горьковскую драматургию, однако системное исследование традиции комедии дель арте в творчестве писателя еще ни разу не предпринималось.