Семантические оппозиции в славянских народных песнях
Александра Николаевна Матрусова
Докладчик
доцент
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
211
2017-03-20
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Славянские народные песни, семантические оппозиции, концептосфера славянского этноса, прагмалингвистическая структура песенного текста.
Тезисы
В славянских народных песнях полноценно представлены основные концепты, важные для славянского этноса. Особенность такого представления состоит в том, что песни воспроизводятся в течение нескольких веков, и реализованные в них концепты были и остаются актуальными не только для одного народа, но и (при выборке песен, относящихся к разным народам) для ряда народов или для всех славян. При прагмалингвистическом анализе песенных текстов обнаруживается, что в основе этих песен чаще всего лежит явная или скрытая семантическая оппозиция, которая может быть реализована лексически, грамматически и даже фонетически. При анализе народных песен южных славян (болгаров, сербов, хорватов, македонцев) обнаруживаются такие семантические оппозиции, как красота — ее отсутствие (лексическое выражение данной оппозиции интересно рассмотреть на примерах фитонимов), свой — чужой (одна из наиболее древних семантических оппозиций, здесь нельзя не обратиться к тому, как эту оппозицию рассматривал Трубачев), любовь — ее отсутствие (ненависть, неприязнь), земное — небесное (шире: человеческое — божественное, нечеловеческое, связанное с иным миром). Предполагается, что количество таких оппозиций ограничено, и, описав данные оппозиции, можно говорить о концептосфере славянских народных песен, в которых представлены важнейшие для славян концепты, иерархически организованные и прагмалингвистически упорядоченные.