Роль портрета в дилогии Ф. Ведекинда «Лулу»
Елена Александровна Придорогина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2017-03-15
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Ведекинд, Лулу, образ Пьеро, мотив двойничества, Достоевский, женственность.
Тезисы
Героиня дилогии «Лулу» (1913) немецкого драматурга Ф. Ведекинда является одним из самых ярких и загадочных женских образов немецкой литературы и немецкого театра рубежа XIX–XX вв. Сегодняшняя востребованность пьесы на западноевропейской сцене и в кино, а также постоянный интерес к ней в современном литературоведении во многом объясняются, согласно Р. Флорак (Florack), «зачаровывающим» характером ее главного персонажа — Лулу.
Неопределенность, зыбкость, многоликость характера Лулу, воплощающего собой, очевидно, авторский взгляд на природу «женского» в общем и представляющий немало трудностей для его интерпретации, раскрываются в мотиве портрета, который лейтмотивом проходит через все действие дилогии.
Возникающие в связи с мотивом портрета у Ведекинда ассоциации с романом О. Уайльда (Wilde) «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray») кажутся весьма оправданными. Однако, как представляется, более глубинная связь обнаруживается с творчеством Ф. Достоевского и, в частности, с его романом «Идиот» (1868), в котором появление главной героини на первых страницах книги и ее история почти дословно дублирую события из дилогии Ведекинда.
Графическая новелла современного венского художника Н. Малера (Mahler) «Лулу и черный квадрат» («Lulu und das schwarze Quadrat», 2015), в которой автору удалось объединить две «иконы современности» — «черный квадрат» К. Малевича и одну из самых известных femme fatale эпохи «рубежа веков», также дает ряд интересных пересечений с мотивом портрета у Ведекинда и помогает раскрыть специфику характера его героини.
Неопределенность, зыбкость, многоликость характера Лулу, воплощающего собой, очевидно, авторский взгляд на природу «женского» в общем и представляющий немало трудностей для его интерпретации, раскрываются в мотиве портрета, который лейтмотивом проходит через все действие дилогии.
Возникающие в связи с мотивом портрета у Ведекинда ассоциации с романом О. Уайльда (Wilde) «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray») кажутся весьма оправданными. Однако, как представляется, более глубинная связь обнаруживается с творчеством Ф. Достоевского и, в частности, с его романом «Идиот» (1868), в котором появление главной героини на первых страницах книги и ее история почти дословно дублирую события из дилогии Ведекинда.
Графическая новелла современного венского художника Н. Малера (Mahler) «Лулу и черный квадрат» («Lulu und das schwarze Quadrat», 2015), в которой автору удалось объединить две «иконы современности» — «черный квадрат» К. Малевича и одну из самых известных femme fatale эпохи «рубежа веков», также дает ряд интересных пересечений с мотивом портрета у Ведекинда и помогает раскрыть специфику характера его героини.