XLVI Международная филологическая научная конференция

Частотность употребления ФЕ с соматическим компонентом в немецких медиатекстах

Дарья Александровна Моисеенко
Докладчик
аспирант
Военный Университет Министерства Обороны Российской Федерации

205
2017-03-13
15:20 - 15:35

Ключевые слова, аннотация

Медиатекст, фразеологическая единица, соматический компонент, частотность.

Тезисы

Поток создаваемых современными СМИ текстов на сегодняшний день очень интенсивен, так что потребитель массовой информации читает текст только однократно и усваивает только ту информацию, которая произвела на него сильное эмоциональное воздействие, что является главной целью медиатекста. Воздействующую функцию в медиатексте выполняют, в первую очередь, такие лексические средства, как фразеологические единицы (ФЕ).
Наше внимание привлекла одна из самых многочисленных групп ФЕ, составляющая 15–20 % всего фразеологического фонда немецкого языка, а именно соматические ФЕ (далее СФЕ). Широкое употребление СФЕ объясняется значительной ролью мимики и жестов в период формирования языка. Являясь одним из самых древних пластов фразеологии, СФЕ, несомненно, часто используются и правильно понимаются современными СМИ и получателем массовой информации.
При количественном анализе отобранных медиатекстов, а также используя методы сплошной и случайной выборки различных типов текстов объемом от 500 до 6000 знаков 6 популярных изданий медиапространства Германии за один и тот же временной период на наличие соматизмов, входящих в состав СФЕ, были получены следующие результаты:
1. Частотность СФЕ в медиатекстах высока и составляет более 70 % (89 СФЕ на 129 текстов).
2. Наибольшей частотностью обладают компоненты Hand, Auge, Herz, наименьшей — Knie, Lippen, Rcken.
3. Употребление СФЕ в медиатекстах неравномерно (могут либо отсутствовать вообще, либо быть употреблено до 5 СФЕ в одном тексте) и зависит от типа текста (сообщение, комментарий, авторская колонка, интервью) и языка автора.
Таким образом, СФЕ являются высокочастотными ФЕ с различной активностью соматизмов и используются в различных типах медиатекстов.