Лингвостилистические особенности духовной глоссы в испанской поэзии Золотого века (на материале текстов св. Хуана де ла Крус и св. Тересы де Хесус)
Инна Александровна Шалудько
Докладчик
доцент
Гданьский университет (Польша)
Гданьский университет (Польша)
210
2017-03-16
15:00 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
Глосса, вильянсико,
стиль, имплицитность, св. Хуан,
св. Тереса.
Тезисы
Духовная
глосса
представляет
собой сочетание
исходного куплета
(духовного
переложения
традиционного
вильянсико) и
собственно глоссы, поясняющей
его содержание
в
серии строф.
Этот
жанр основан
на
приемах средневековой
литературы: типичной
для лирики трубадуров контрафакции
(замены
исходного
текста
с сохранением мелодии и
метра)
и
характерном для искусства хугларов
глоссировании.
Лингвостилистический
анализ двух
глосс практически идентичной
строфы
(«Vivo
sin vivir en mí»),
сочиненных
св. Хуаном
де ла Крус и св. Тересой де Хесус,
показывает,
что сходство текстов
носит
поверхностный
характер: стилистически
и
идейно
они
решены по-разному. Значительно
разнится их
композиция.
Глосса
св. Тересы
состоит
из двух
равных
частей:
сюжетной и диалогической.
У
св. Хуана за
строфой-экспозицией следует основная
часть глоссы,
параллелизм которой
базируется
на противопоставлении
двух
модальных планов: «этой
жизни» и страстно
желаемой «жизни
с Богом».
Несхожи
образные
системы
этих
глосс.
Св. Хуан
прибегает к
простым
визуальным
образам
и гиперболе.
Св. Тереса
отдает
предпочтение традиционным
для
любовной лирики метафорам,
оксюморонам,
сравнениям
и
др.
Стилевые
отличия обусловлены идейным
расхождением
текстов.
Лейтмотив
глоссы
св. Хуана — любовные
страдания грешной души,
жаждущей
проявления ответного чувства. В глоссе
св. Тересы на
фоне истории
разделенной любви проводится
мысль о том,
что земная
жизнь
для
Возлюбленной —
главное
препятствие
и источник
страданий.
Духовная
глосса в поэзии испанских мистиков —
это
не
расходный материал к исходной строфе,
а оригинальное авторское
произведение.
Возникший
в результате объединения сугубо
традиционных приемов
жанр не стал элементом архаики, а, напротив, благодаря имплицитности глоссируемого вильянсико, явился источником стилевых и идейных новаций.