XLVI Международная филологическая научная конференция

Концептуальная метафора «любовь» в кинотексте

Янь Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2017-03-14
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Метафорический концепт, концептуальная метафора, концепт, кинотекст, любовь.

Тезисы

Доклад посвящен рассмотрению языковой реализации метафорического концепта «любовь» в кинотексте. В данной работе выделяется и анализируется 7 метафорических концептов, соотнесенных с понятием «любовь». Ключевой для русской ментальности концепт «любовь» понимается как универсальная категория человеческой сущности и высокая духовная абстракция. Процесс его метафоризации осуществляется рядом метафорических концептов: любовь — сущность; любовь — сила; любовь — сражение, борьба; любовь — соперничество, соревнование; любовь — охота; любовь — огонь; любовь — страна.
Для русской языковой картины мира свойственна устойчивая метафорическая связь «любовь — сущность», в основе которой лежит представление о любви как о предмете, реально существующем в нашем материальном мире и требующем защищать ее и беречь. Любовь может также восприниматься как сражение, борьба и описываться с помощью военной лексики. Случаи, которые бывают на войне — капитуляция, побег, гибель, уподобляются случаям в любовных отношениях.
Концептуальные метафоры выступают средством выражения восприятия мира героями фильмов. Изучение культурного феномена «любовь» при помощи концептуальных метафор позволяет более полно представить русскую языковую картину мира.