Концептуальная метафора «любовь» в кинотексте
Янь Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2017-03-14
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Метафорический концепт, концептуальная метафора, концепт, кинотекст, любовь.
Тезисы
Доклад посвящен рассмотрению языковой реализации метафорического концепта «любовь» в кинотексте. В данной работе выделяется и анализируется 7 метафорических концептов, соотнесенных с понятием «любовь». Ключевой для русской ментальности концепт «любовь» понимается как универсальная категория человеческой сущности и высокая духовная абстракция. Процесс его метафоризации осуществляется рядом метафорических концептов: любовь — сущность; любовь — сила; любовь — сражение, борьба; любовь — соперничество, соревнование; любовь — охота; любовь — огонь; любовь — страна.
Для русской языковой картины мира свойственна устойчивая метафорическая связь «любовь — сущность», в основе которой лежит представление о любви как о предмете, реально существующем в нашем материальном мире и требующем защищать ее и беречь. Любовь может также восприниматься как сражение, борьба и описываться с помощью военной лексики. Случаи, которые бывают на войне — капитуляция, побег, гибель, уподобляются случаям в любовных отношениях.
Концептуальные метафоры выступают средством выражения восприятия мира героями фильмов. Изучение культурного феномена «любовь» при помощи концептуальных метафор позволяет более полно представить русскую языковую картину мира.
Для русской языковой картины мира свойственна устойчивая метафорическая связь «любовь — сущность», в основе которой лежит представление о любви как о предмете, реально существующем в нашем материальном мире и требующем защищать ее и беречь. Любовь может также восприниматься как сражение, борьба и описываться с помощью военной лексики. Случаи, которые бывают на войне — капитуляция, побег, гибель, уподобляются случаям в любовных отношениях.
Концептуальные метафоры выступают средством выражения восприятия мира героями фильмов. Изучение культурного феномена «любовь» при помощи концептуальных метафор позволяет более полно представить русскую языковую картину мира.