XLVI Международная филологическая научная конференция

Типирование персонажей как драматургический инструмент в современном кинематографе

Феофания Юрьевна Виталь
Докладчик
аспирант
ВГИК им. С.А. Герасимова

215
2017-03-21
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Типаж персонажа, характер персонажа, кинодраматургические типажи, проработка характеров, травма персонажа, мотивация персонажа, инструменты сценариста.






Тезисы

Авторская методика типирования Лиз Бурбо построена на основе пережитых людьми событий, травмировавших их психику и повлиявших как на дальнейшее поведение, так и на личность травмированных. В своей работе Бурбо классифицирует и описывает типы травм и «маски», которыми травмированный в дальнейшем пользуется в жизни. Каждому типу травмы сопоставляется одна конкретная маска, количество травм и масок невелико, но событийный ряд травмообразующих событий охвачен максимально полно.
Актуальность данной методики для драматургии и кинематографа — в возможности более полной проработки образов главных и второстепенных персонажей (как на уровне сценария, так и в финальной версии фильма). Определив возможный тип травмы персонажа, можно добавить достоверности и глубины его образу,  воспользовавшись описанием внешности, мотивации, речевых и поведенческих особенностей данного типа.
Кинематограф не является инструментом исследования психологии, следовательно, травмообразующие события в кинодраматургии не обязаны быть связаны исключительно с детскими переживаниями. Это позволяет перенести типажи масок на относительно недавние (с точки зрения зрителя) экранные события. Более того, само травмообразующее событие может вовсе не быть продемонстрировано.
В докладе приводятся как описания типов травм и образованных ими масок, так и разбор поведенческих особенностей конкретных персонажей кинематографа в свете сюжетно перенесенных ими травм. Рассматриваемые примеры взяты из игрового и анимационного кинематографа разных жанров — как отечественного, так и зарубежного — с 1930-х гг. до наших дней.