Роль топообраза в историческом романе У. Эйнсворта «Старый собор святого Павла»
Елена Анатольевна Горшкова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Эйнсворт, старый собор св. Павла, топообраз, исторический роман.
Тезисы
В историческом романе У. Эйнсворта (W. Ainsworth, 1805–1882) «Старый собор святого Павла» («Old Saint Paul's», 1841) повествуется о событиях, происходящих в период эпидемии лондонской чумы 1665 г. и печально известного лондонского пожара 1666 г. Центральную роль в романе играет старый готический собор св. Павла, который стоял на месте современного одноименного собора. Действие в романе разворачивается в самом готическом соборе и вокруг него. Судьбы героев тесно переплетены с этим величественным сооружением: граф Рочестер прячет в соборе похищенную им дочь бакалейщика Амабелу, во время чумы доктор Ходжес оборудует здесь госпиталь, с крыш собора часто проповедует фанатик Соломон Игл. И граф Рочестер, и доктор Ходжес, и Соломон Игл являются реальными историческими лицами, которых Эйнсворт вывел в своем произведении. Особенно близко связан с готическим собором главный герой романа Леонард Холт, который встречает в соборе свою будущую жену. Леонард постоянно восхищается этим архитектурным шедевром средневековья, который вызывает в нем чувство благоговения и трепета, с высоты собора он неоднократно наблюдает за современным ему Лондоном XVII в. и размышляет о высоких материях. Сгорая во время чудовищного пожара, собор погребает под своими обломками двух злодеев: сиделку Мелмейнз и гробовщика Чоулза. В «Старом соборе святого Павла» Эйнсворта велика роль топообраза, который является и местом действия произведения, и эстетическим объектом для наблюдений и размышлений, вызывающим возвышенные чувства, и местом пристанища для страждущих, и даже инструментом возмездия злодеям.