Кельтский герой в поэзии Т. Грея: мифологема vs архетип
Джульетта Гаджиевна Алилова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-18
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Мифологема,
архетип, Просвещение, Кельтское возрождение, Томас Грей.
Тезисы
В английской поэзии третьей четверти XVIII в. в связи с усилением интереса к мифу прослеживаются две главные тенденции: первая — заимствование у мифа мотива, темы или ее части и их воспроизведение в художественном творчестве; вторая — во многом бессознательная их репродукция, реализованная в художественном творчестве посредством архетипов, или первоначальных образов (баллады и мифологические песенные сказания, созданные в эпоху Просвещения по средневековым образцам). Здесь можно говорить о наличии двух символических формул: мифологемы и архетипа, которые проявляются повсюду, где имеется сознательное понятие (мифологема), или же когда таковое по внутренним или внешним обстоятельствам невозможно (архетип).
Героические персонажи, воссозданные Томасом Греем (Thomas Gray) в пиндарической оде «Бард» («The Bard», 1757), валлийских отрывках «Триумф Оуэна» («The Triumphs of Owen», 1768), «Смерть Хоэла» («The Death of Hol»), «Конан» («Conan»), «Карадок» («Caradoc», все опубл. 1775), представлены мифологемой кельтского героя-борца, образа, построенного на литературных парадигмах, основанных на мифологических сказаниях. Заимствуя у мифологических сказаний темы, мотивы и образы Грей воспроизводит их в период Кельтского возрождения в Англии. В его сочинениях воплощен общечеловеческий смысл, причем мифологема кельтского героя становится носителем и хранителем важного общечеловеческого значения, издревле заключенного в мифе. Именно такое понимание значения мифологических сказаний привело Грея к признанию непреходящей ценности мифа и его доминирующего влияния на эволюцию английской поэзии периода позднего Просвещения, что прежде считалось совершенно неприемлемым для деятелей раннего Просвещения, считавших миф воплощением чужого невежества.
Героические персонажи, воссозданные Томасом Греем (Thomas Gray) в пиндарической оде «Бард» («The Bard», 1757), валлийских отрывках «Триумф Оуэна» («The Triumphs of Owen», 1768), «Смерть Хоэла» («The Death of Hol»), «Конан» («Conan»), «Карадок» («Caradoc», все опубл. 1775), представлены мифологемой кельтского героя-борца, образа, построенного на литературных парадигмах, основанных на мифологических сказаниях. Заимствуя у мифологических сказаний темы, мотивы и образы Грей воспроизводит их в период Кельтского возрождения в Англии. В его сочинениях воплощен общечеловеческий смысл, причем мифологема кельтского героя становится носителем и хранителем важного общечеловеческого значения, издревле заключенного в мифе. Именно такое понимание значения мифологических сказаний привело Грея к признанию непреходящей ценности мифа и его доминирующего влияния на эволюцию английской поэзии периода позднего Просвещения, что прежде считалось совершенно неприемлемым для деятелей раннего Просвещения, считавших миф воплощением чужого невежества.