XLVI Международная филологическая научная конференция

О двух «вечных» вопросах взаимодействия речи и жестикуляции

Ольга Викторовна Федорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

184
2017-03-17
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

Психолингвистика, референциальная коммуникация, мультимодальность, жестикуляция.

Тезисы

Один из популярных методов в современной психолингвистике — метод референциальной коммуникации: собеседники совместными усилиями решают когнитивную задачу, успешность решения которой во многом зависит от слаженности их поведения, в ходе коммуникации Инструктор должен вербально донести до Раскладчика нечто, что тот не видит. Метод был разработан Р. Крауссом (Krauss&Weinheimer 1966), после чего многократно воспроизводился; большой вклад в его усовершенствование внес Г. Кларк в экспериментах с танграммами (Clark&Wilkes-Gibbs 1986) — фигурками из китайской головоломки. Традиционно метод исключает визуальный контакт, поэтому прежние исследования были ограничены вокальной модальностью. Однако в работе Holler&Wilkin 2011 метод был модифицирован — в половине случаев испытуемые видели друг друга; дизайн, который был использован в настоящей работе, максимально близок к исследованию Karpiski et al. 2015. Таким образом, оказываются задействованы все каналы коммуникации, что позволяет провести полноценный анализ мультимодального общения. Корпус был собран в 2016 г.; у каждой из 16 пар было 4 попытки, в 2 попытках испытуемый выступал в роли Инструктора, в 2 других — Раскладчика; в нечетных попытках собеседники видели друг друга, в четных — не видели. Общая длительность корпуса составила 3 ч. Собранный материал, включающий 16 записей, 64 попытки и 768 описаний, был расшифрован и аннотирован на вокальном уровне в программе Praat и на кинетическом уровне в программе ELAN. В настоящем докладе мы постараемся дать ответы на два «вечных» вопроса взаимодействия речи и жестикуляции: (1) насколько жестикуляция упрощает коммуникацию? (2) человек жестикулирует ради облегчения собственной речи или понимания ее адресатом? (поддержано грантом РГНФ №14-04-00390)