Новый (древне) русский: к вопросу о новейшем герое постсоветского эпического кино
Жамила Рузмаматовна Двинятина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2017-03-20
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Кино, история, жанры, персонаж, герой.
Тезисы
Современное Российское государство требует от участников кинопроцесса создания и массового просмотра фильмов эпического жанра на патриотическую тематику. Очевидно, что в этом процессе и заказчики и авторы новых проектов стараются идти сразу по двум путям: пути подражания кассовым проектам голливудской кинопродукции, в особенности акцентируя внимание на поджанре пеплум, и путем реконструкции наработок в эпическом жанре, сделанных в советское время. Совмещаясь, оба пути дают неоднозначный результат. Особый акцент делается на истории в ее мифологическом ключе, свойственном эпосу в целом и превращающем исторический дискурс фильма в дискурс сказания и легенды, наиболее адекватное воплощение которой чаще всего находится в поджанре исторического фэнтези. Героями новых эпических саг о Древней Руси выступают отнюдь не новые, найденные специально современной историей, герои, но уже хорошо известные ключевые фигуры эпических сказаний предыдущих поколений, в том числе и поколений в кино. Это Иван Грозный («Царь» 2009, «Иван Грозный» 2009, «Грозное время» 2012), Александр Невский («Александр. Невская битва» 2008), Князь Владимир («Викинг» 2017, «Три богатыря»), Борис Годунов («1612» 2007). Реже появляются относительно новые, ранее мало задействованные исторические и легендарные герои, герои исторических романов — Святитель Алексий («Орда» 2012), Тарас Бульба («Тарас Бульба» 2009), князь Изяслав «Русичи» 2008). При этом очевидно, что и герои новой истории (панфиловцы, защитники Сталинграда, Севастополя, защитники Брестской крепости), попадающие на экран, приобретают черты, роднящие их с героями эпоса.