XLVI Международная филологическая научная конференция

«Повесть о Светомире царевиче» Вячеслава Иванова как протофэнтези и традиции символистского романа

Светлана Дмитриевна Титаренко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2017-03-16
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Вяч. Иванов, «Повесть о Светомире царевиче», мифологический эпос, протофэнтези, символистский роман.

Тезисы

Жанр религиозно-философской прозы  Вяч. Иванова — «Повести о Светомире царевиче» (1928–1949) — дискуссионная проблема. Публикация произведения в серии «Литературные памятники (М., 2016) и изучение фольклорных, мифологических, религиозных, философских  и литературных источников дают основание обратиться к исследованию его метажанровой природы, обусловленной не только «памятью жанра», но и тенденциями, показательными для неканонических и, скорее, синкретических жанров XX в., таких, как символистский роман-миф и фэнтези. Основная гипотеза, выносимая на обсуждение, заключается в том, что «Повесть о Светомире…», обладая чертами метажанровости и полигенетичности, наследует традиции русского символистского романа-мифа начала XX в. и тяготеет к форме религиозной славянской фэнтези, являясь ее оригинальной протоформой. Произведение основано на космологическом мифе борьбы тотемного первопредка (Георгия со змеем) и модели изоморфизма параллельных миров — реального и мифологизированного, создан условный мир-текст символического славянского средневековья как онтологическая реальность. Используется мистериальный сюжет инициации главного героя и мотив обретения сакрального средства — стрелы-копья, как в средневековом эпосе «артуровского цикла». Символистский роман конца XIX — начала XX вв. интересен своей поликультурностью, выдвижением мифа как онтологического бытия и основы повествования, наличием изоморфных мотивов и сюжетов, возможностью «перехода» из мира реального в мир онтологической реальности, поэтикой лейтмотивных повторов и важнейшей для «Повести о Светомире…» функцией  металитературности, позволяющей соотносить мотивы, образы и сюжеты с «вечными» произведениями русской и мировой культуры, которые образуют семантическое поле взаимодействия и мир «соответствий».