Литературное движение второй половины XVII — начала XVIII вв. и альтернативы классической традиции
Пётр Евгеньевич Бухаркин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
171
2017-03-14
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Русская литература, риторика, классическая традиция, тонический стих, силлабика.
Тезисы
Одной из важнейших особенностей литературной жизни второй половины XVII — начала XVIII вв. является ее расщепление: с одной стороны, активизируется и во многом модифицируется литература, принадлежащая к местной, московской традиции (Житие протопопа Аввакума, повести); крайне значимо вторжение стиха в письменную словесность («Повесть о Горе-Злосчастии»). С другой — происходит формирование элитарного искусства, представляющего собою сложную рецепцию западноевропейской культуры.
Классическая литературная традиция в предлагаемом в докладе понимании (восходящем к работам Э. Р. Курциуса, Э. Ауэрбаха, Э. Панофски, Л. В. Пумпянского и С. С. Аверинцева) возводится в истории русской литературы ко второй составляющей культурных движений второй половины XVII — начала XVIII вв. — к полученным в двойном преломлении (польском и украинском) западноевропейским импульсам. Был ли возможен иной ее вариант, восходящий к собственным литературным ресурсам? Вопрос этот вовсе не праздный, он непосредственно подводит к таким важнейшим проблемам как органичность классической традиции для русской культуры и внутренней готовности русского культурного сознания для перестройки в западноевропейскую культурную парадигму, осуществленную Петром Первым.
Ответ на данный вопрос может быть получен в исторической ретроспективе: литературная ситуация второй половины XX в. позволяет увидеть потенциальную возможность развития классической традиции на автохтонной культурной почве. На это указывает поэзия С. С. Аверинцева, представляющая в контексте интересующей нас проблематики, особый интерес.
Классическая литературная традиция в предлагаемом в докладе понимании (восходящем к работам Э. Р. Курциуса, Э. Ауэрбаха, Э. Панофски, Л. В. Пумпянского и С. С. Аверинцева) возводится в истории русской литературы ко второй составляющей культурных движений второй половины XVII — начала XVIII вв. — к полученным в двойном преломлении (польском и украинском) западноевропейским импульсам. Был ли возможен иной ее вариант, восходящий к собственным литературным ресурсам? Вопрос этот вовсе не праздный, он непосредственно подводит к таким важнейшим проблемам как органичность классической традиции для русской культуры и внутренней готовности русского культурного сознания для перестройки в западноевропейскую культурную парадигму, осуществленную Петром Первым.
Ответ на данный вопрос может быть получен в исторической ретроспективе: литературная ситуация второй половины XX в. позволяет увидеть потенциальную возможность развития классической традиции на автохтонной культурной почве. На это указывает поэзия С. С. Аверинцева, представляющая в контексте интересующей нас проблематики, особый интерес.