Тоска как основа поэтического ремесла в идиостиле М. Цветаевой
Александра Алексеевна Козакова
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
241
2017-03-16
12:55 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Цветаева, идиолект, поэт, тоска, творчество.
Тезисы
Среди исследований,
посвященных описанию значимых для русской культуры понятий, одно из ведущих
мест отводится понятию «тоска». Этой теме посвящено множество работ как
российских, так и зарубежных ученых.
Поэтому представляется актуальным
изучение реализации данного понятия в поэтическом идиолекте М. Цветаевой,
потому что, как показывает материал, Цветаева изменяет общеязыковые значения
существительного тоска.
Только в поэтическом
идиолекте Цветаевой зафиксировано около 100 лексем с корнем тоск-. Среди них
существительное тоска в разных
словоформах, в том числе и форме мн. ч. р. п. тоск;
глагол тосковать в разных формах;
авторские образования вытосковать, тоскомер. Отметим зависимость
семантического сдвига в значении данного корня от этапа развития поэтического
идиолекта.
Отличительной
особенностью цветаевского восприятия тоски является то, что это чувство
приобретает и в дальнейшем сохраняет положительную оценку. И если носители
русского языка обычно воспринимают тоску как чувство тяжелое, мешающее, как
болезнь, нормальной жизнедеятельности, то в идиостиле Цветаевой наличие тоски,
наоборот, свидетельствует об активной интеллектуальной деятельности и
благоприятствует ей.
Проанализированный
материал показывает, что в идиостиле Цветаевой тоска осмысляется как очень
важный элемент мировоззрения человека. Тоска у М. Цветаевой является
интенсивным положительным чувством, созидающим, а не разрушающим, как в узусе,
человеческую личность. Тоска свидетельствует об активной интеллектуальной
деятельности человека, прежде всего о ремесле поэта, т. к. тоска осмысляется как
необходимое душевное свойство поэта, его сущность, условие творчества.