XLVI Международная филологическая научная конференция

«Смех сквозь слезы»: от лингвистического анализа к атрибуции текста

Людмила Владимировна Лукьянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова

195
2017-03-15
13:00 - 13:25

Ключевые слова, аннотация

Креолизованный текст, лингвистический анализ, сказ, авторский стиль, атрибуция текста, Зощенко.

Тезисы

В докладе рассматривается опубликованный в журнале «Бегемот» креолизованный текст «Смех сквозь слезы» (1926). Поликодовый художественный образ рождается в соединении визуального (четыре сюжетных рисунка А. Юнгера) и анонимного вербального текстов. До настоящего времени это произведение не попадало в поле зрения исследователей, словесный текст не был атрибутирован.
«Смех сквозь слезы» является феноменом, отражающим прежде всего актуальные художественно-философские воззрения на современную авторам действительность. Одна из злободневных тем послереволюционного времени — разрушение (демонтаж) памятников — воплощена в гротескном сюжете и представлена на вербальном уровне в сказовой форме. Рассказчик, комментируя и оценивая происходящие события, выступает как определенный социокультурный тип нового человека. Его кругозор и мышление многопланово отражены в речи, одним из главных признаков которой является нарушение (разрушение) традиционных системных, функциональных, специализированных и др. связей. В ходе развития сюжета между языком как элементом, знаком культуры и другими ее знаками и элементами, литературой, скульптурой и архитектурой, изобразительным искусством, обнаруживаются общие признаки, устанавливаются аналогии. Используемые в художественной речи культурные знаки-скрепы, прецеденты, задают специфический угол зрения; авторская точка зрения передается в интертекстуальном трагикомическом заострении заглавия.
Авторский стиль вербального текста позволяет определенно связать объект исследования с именем одного из самых известных писателей «Бегемота» — М. Зощенко. В контексте художественной эволюции 1920-х — начала 1930-х гг., размышлений Зощенко о старой и новой культуре данное произведение представляется программным и нуждается в дальнейших исследованиях и актуализации.