XLVI Международная филологическая научная конференция

Фокализация в графическом романе Аск Л. «Гитлер, Иисус и дедушка» (2006 г.)

Ольга Сергеевна Ермакова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2017-03-14
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Графический нарратив, фокализация, современная литература Норвегии.

Тезисы

Доклад посвящен анализу автобиографического романа норвежской художницы Аск Л. (Ask L.),вышедшего в 2006 г. В произведении раскрываются серьезные темы: стигматизация женщин, родивших ребенка от «немецких оккупантов» после Второй мировой войны; религиозное воспитание и преломление религиозных доктрин в детском сознании; поиски самоидентификации и становление художника.
Сложность затронутых тем контрастирует с кажущейся простотой повествования, подчеркнутой графикой: довольно схематичные рисунки, выполненные в неяркой цветовой гамме, где герои изображены несколькими выразительными штрихами. В изобразительный ряд включены также черно-белые снимки, что характерно для жанра документального комикса.
Комикс — это интермедиальный нарратив, основанный на визуальном и вербальном компонентах, взаимодополняющих друг друга и рассказывающих одну и ту же историю. Такие свойства графического нарратива дают автору дополнительные возможности для применения различных повествовательных стратегий.
В докладе рассматривается смешение автором нарративных перспектив, что заметно при сопоставлении авторского текста и изобразительного ряда. Авторский текст представляет собой внутренний монолог героини, то есть, по терминологии Ж. Женетта, речь идет о внутренней фокализации. В то же время изобразительный ряд — это текст с нулевой фокализацией, то есть в границах данного нарратива он представляет собой «объективную реальность». На протяжении всего повествования визуальный ряд дополняет авторский текст, противоречит ему или по-другому расставляет акценты, благодаря чему повествование обретает глубину и полифоничность.