Тетради Маршалла Маклюэна как вызов истории литературы Marshal McLuhan’s Tetrads as a Challenge to Literary History
Валерий Германович Тимофеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2017-03-14
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
М. Маклюэн, Модернизм, В.
Вулф, Дж. Джойс.
Тезисы
Наследие канадского мыслителя Маршалла Маклюэна (1911–1980), предлагает «Тетради» (Четырехгранники), как инструмент описания и изучения инновационных систем. В докладе предпринимается попытка применить этот метод для исследования литературного модернизма с целью проверить справедливость устоявшегося представления о нем как явлении всецело поглощенного идеями обновления и отказа от старого и традиционного. Метод Маклюэна предполагает описание инновации как серию ответов на четыре вопроса:
1. Какие качества, характеристики, черты, тенденции возрастают?
2. От каких качеств отказываются?
3. Какие качества из числа тех, что были отвергнуты раннее, возвращаются?
4. Во что превратятся эти качества если их развивать «до бесконечности»?
Вероятно, самым неожиданным результатом оказывается утверждение, что значительная часть эстетических практик интересующего нас периода, привычно относимых к модернизму, и в полном противоречии с очевидной семантикой термина, не столько открывают новый этап в истории литературы и искусства, сколько завершают центральные системные для XIX в. эстетические тенденции.
Это утверждение основывается на анализе примеров из Вирджинии Вулф и Джеймса Джойса.McLuhan’s Tetrads were developed to examine and explain the social processes that took place while adopting a new technology, medium or any artefact. The produced innovations are revealed in four ways: (1) What does it enhance? (2) What does it make obsolete? (3) What does it retrieve that had been obsolesced earlier? (4) What does it flip into when pushed to extremes. The paper uses a tetrad to examine and challenge the common knowledge ideas of Literary Modernism, using literary and theory work of V. Woolf and J. Joyce as examples.
1. Какие качества, характеристики, черты, тенденции возрастают?
2. От каких качеств отказываются?
3. Какие качества из числа тех, что были отвергнуты раннее, возвращаются?
4. Во что превратятся эти качества если их развивать «до бесконечности»?
Вероятно, самым неожиданным результатом оказывается утверждение, что значительная часть эстетических практик интересующего нас периода, привычно относимых к модернизму, и в полном противоречии с очевидной семантикой термина, не столько открывают новый этап в истории литературы и искусства, сколько завершают центральные системные для XIX в. эстетические тенденции.
Это утверждение основывается на анализе примеров из Вирджинии Вулф и Джеймса Джойса.McLuhan’s Tetrads were developed to examine and explain the social processes that took place while adopting a new technology, medium or any artefact. The produced innovations are revealed in four ways: (1) What does it enhance? (2) What does it make obsolete? (3) What does it retrieve that had been obsolesced earlier? (4) What does it flip into when pushed to extremes. The paper uses a tetrad to examine and challenge the common knowledge ideas of Literary Modernism, using literary and theory work of V. Woolf and J. Joyce as examples.