XLVI Международная филологическая научная конференция

Современные подходы к моделированию смыслового предпереводческого анализа научного текста

Вероника Витальевна Махова
Докладчик
доцент
Юго-Западный государственный университет, Россия, г. Курск

187
2017-03-17
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Научный текст, восприятие текста, моделирование, анализ текста, смысловой предпереводческий анализ.

Тезисы

Изменившиеся условия взаимодействия между учеными в современном мире требуют от них переработки значительных объемов информации, представленной на разных языках.
В статье рассматриваются современные подходы к восприятию, анализу и моделированию текста с позиций лингвистического и когнитивного подходов (Е. Г. Баянкина, М. Я. Дымарский, В. Д. Табанакова, M. J. Adams, V. Evans, M. A. Just, W. Kintsch).
В работе приводится ряд моделей репрезентации знаний и методик работы с научным текстом отечественных и зарубежных авторов (Т. Н. Хомутова, О. И. Бабина, M. J. Adams, A. Collins, N. Dhieb-Henia). Выявлено, что важными составляющими при работе с текстом являются учет когнитивных процессов и четкие задаваемые алгоритмы, которые в проанализированных работах даны достаточно расплывчато, а исследования проводятся, преимущественно, в группах, где испытуемые являются носителями языка, или ограничиваются изучением отдельных концептов. Психологические исследования показывают, что в памяти человека сохраняется не просто материал его личного опыта, а смысловая информация, закодированная в семантической форме, и основной задачей понимания является не распознавание языковой формы, а понимание ее в конкретном контексте.
Автор предлагает разработанную модель смыслового предпереводческого анализа с целью адекватного извлечения информации из иноязычного научного текста. Постигая структуру текста с использованием разработанной модели и когнитивных схем, читатель переходит от уровня предложения на уровень дискурса и актуализации и обогащению ментальных структур за счет контекста. Данный способ моделирования способствует надежному адекватному размещению полученной информации в когнитивных ментальных структурах читающего и облегчает ее последующее извлечение.