XLVI Международная филологическая научная конференция

Две пьесы о «Дикой собаке динго»

Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2017-03-17
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Драматургия и театр, Рувим Фраерман, Вениамин Смехов, «Дикая собака динго», ностальгия, перформатив, интертекстуальность.

Тезисы

В 1939 г. в журнале «Красная новь» вышла «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» Р. Фраермана. Через год автор переделал прозаический текст в пьесу («Первая любовь»). Считается, что инсценировка оказалась менее удачной, так как она представляет собой сокращенную фабулу повести, лишенную дополнительных смыслов. Кроме того, в ней наметился переход к мелодраме: вместо обретения Таней Сабанеевой нового экзистенциального опыта и взросления героини пьеса завершалась примирением всех участников конфликта. Однако сохранившиеся в архиве писателя черновики к «Первой любви» свидетельствуют о том, что Фраерман пытался экспериментировать с драматургическим текстом, двигаясь в направлении синтеза театра и кино. Такой подход позволял сохранить внутренние монологи действующих лиц, передать восприятие мира подростком и, в конце концов, расширял сценическое пространство. Анализу неопубликованных вариантов пьесы будет посвящена первая часть доклада.
Вторая инсценировка повести была выполнена в 1980 г. В. Смеховым. Он вступает в диалог с повестью Фраермана, минуя пьесу последнего. Основной особенностью позднесоветского текста стала т. н. «поп-ностальгия». В пьесе акцентируются различные бытовые и культурные реалии 1930-х гг., которые служат триггером, вызывающим воспоминания об ушедшей эпохе. Театральные приемы сценического рассказа Смехова исследуются во второй части презентации.
Библиография
Фраерман Р. И. Первая любовь  Пьеса в 4 д. Москва: Искусство, 1940. 84 с.
Фраерман Р. И. Дикая собака динго: сценический рассказ в 2 ч. / Пьеса В. Смехова. Москва: ВААП, 1980. 75 с.