Народное мировидение в семантике диалектного слова: время и временной
Татьяна Николаевна Бунчук
Докладчик
доцент
Сыктывкарский государственный университет
Сыктывкарский государственный университет
164
2017-03-15
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Этнолингвистика, диалект, народная культура, семантика, время, пора.
Тезисы
В докладе рассматривается
диалектная семантика слов «время» и «временной» в русском
языке. В отличие от литературного языка, в которых время значит 'длительность,
последовательная смена временных отрезков', в русских говорах отражаются
народные представления о времени как об ожидаемой поре зрелости, пике развития
чего-либо, после которого начинается процесс угасания’. Как представляется,
идея расцвета, пика развития, отраженная в словах время и временной,
обнаруживается и в других однокоренных лексемах. Например, в смоленских и
вятских говорах слова время и временное обозначают ‘менструация’, т. е.
срок, следовавший после пика наивысшей готовности женщины стать матерью, а для
девочек — свидетельство физиологической готовности и переход в иную, зрелую
пору жизни; в ярославских говорах наречие на
времени означает ‘о приближении срока отела’, т. е. ‘пора, пик развития’.
Более того, в ярославских и курских говорах лексема время употребляется в значении
‘счастье, довольство, достаток, благосостояние, благополучие’. Семантика
диалектной лексемы время соотносится
здесь с этимологическим значением слова год,
которое также, обозначая временной промежуток, в народном сознании связывалось
с ожидаемым периодом благополучия, зрелой поры, спелости: слова год, годный и ждать — этимологически родственны. Сходное значение в русском языке
сохраняет и слово пора, например, в
наречии впору или в выражениях чья-то пора (пора дождей, пора волка и
пр., т. е. благоприятная для субъекта обладания) и в самой поре ‘в расцвете лет’. Можно предположить, что лексема время, находясь в одной лексико-семантической парадигме со словами год и пора, еще в древности «переняла» семантические элементы ‘зрелость’
и ’спелость’.