Лингвокультурологический аспект устойчивых фраз в медиатекстах
Елена Олеговна Матвеева
Докладчик
профессор
Московский государственный институт культуры
Московский государственный институт культуры
184
2017-03-13
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Лингвокультурология, языкознание, устойчивые фразы, медиатекст, фразеология, коммуникация, информация.
Тезисы
Человек постиндустриального информационного общества с детства существует в разнообразном медиадискурсе, в значительной степени формирующем не только его психологические установки и экзистенциальные ценности, но и саму языковую личность. Многочисленные, чаще всего далекие от художественного совершенства, но при этом весьма прагматичные, навязчивые тексты интернет-сайтов, рекламы, PR- коммуникации порождают определенный стиль общения, внося вклад в развитие лингвистической культуры современного российского общества. С другой стороны, существует и обратная связь: наблюдая за развитием отечественного медиадискурса в течение трех последних десятилетий, исследователь неизбежно сделает вывод об изменении языка средств массовой информации под влиянием социальных процессов, начавшихся в России в 80-е гг. прошлого века. Современные медиатексты транслируют разнообразную культурную информацию, поэтому значение лингвокультурологического метода для их анализа чрезвычайно велико, а описание культурозначимых единиц текстов СМИ относится к актуальным направлениям лингвистических исследований. Научная школа лингвокультурологии, основанная В. Н. Телия, предполагает исследование фразеологии с позиций рефлексии носителя языка и в контексте культурных традиций общества. С этой точки зрения медиатексты — интересный для языкознания объект, ведь они оперативно фиксируют изменения речи наших современников. Перспективным представляется изучение основных функций устойчивых фраз в медиатекстах: экспрессивной, суггестивной, когнитивной.