XLVI Международная филологическая научная конференция

Подтрунивание как стратегия поддержания отношений в коллективе

Екатерина Алексеевна Руднева
Докладчик
научный сотрудник
СПбГУ/ РГГУ/ ИЛИ РАН

194
2017-03-17
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Межличностное взаимодействие, лингвистическая вежливость, подтрунивание, поддержание отношений, рабочее взаимодействие.

Тезисы

В каждом коллективе используются те или иные приемы поддержания отношений (relational work [Locher, Watts, 2005]) и смягчения угрозы социальным лицам (face [Goffman, 1967]) участников. К стратегиям поддержания отношений и снижения напряженности относятся и такие речевые жанры, как подшучивание и подтрунивание [Locher, Watts 2005, с. 29]. В докладе анализируются отрывки спонтанного взаимодействия, записанного на рабочем месте в мужском коллективе. В центре внимания — случаи подтрунивания и подшучивания. Эти практики можно отнести к стратегиям позитивной вежливости [Brown, Levinson, 1987], которые используются и в ситуациях, опасных для социальных лиц участников, в частности, когда начальник отчитывает подчиненного или когда нужно обратиться за помощью к коллеге. Основные методы сбора данных — наблюдение, сплошная запись речи на диктофон и проведение неструктурированного интервью с участниками взаимодействия. В дополнение к лингвоантропологическим, используются методы конверсационного анализа [Sacks, Schegloff, Jefferson, 1974], позволяющие выявить закономерности реализации подтрунивания в коллекции случаев. Подтрунивание — важная стратегия снижения напряжения в ситуациях, угрожающих социальным лицам членов коллектива, и один из способов демонстрации внутригрупповой идентичности.
Библиография
Brown P., Levinson S., Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987 (1978). 345 p.
Goffman, E. Interaction Ritual. New York: Doubleday, 1967. 270 p.
Locher, M. A.,Watts, R. J.  Politeness theory and relational work. // Journal of Politeness Research. Vol. 1. 2005. P. 9–33.
Sacks, H., Schegloff, E. A., & Jefferson, G. A simplest systematics for the organization of turn-taking for conversation. // Language. № 50. 1974. P. 696–735.