Стратегия самопрезентации в дискурсе немецкого младшего школьника (на материале ситуаций с обращениями)
Галина Александровна Лебеденко
Докладчик
аспирант
Пятигорский государственный университет
Пятигорский государственный университет
209
2017-03-18
12:10 -
12:25
Ключевые слова, аннотация
Обращение, дискурс, младший школьный возраст, коммуникативная цель высказывания, самопрезентация, коммуникативные стратегии и тактики.
Тезисы
Одной из важных задач современной прагмалингвистики является изучение аспектов речевого общения представителей различных социальных групп, в том числе определение коммуникативных параметров языковой личности ребенка. Но при этом недостаточно полно раскрыты вопросы прагмалингвистического потенциала обращений в речи ребенка младшего школьного возраста.
Настоящее исследование представляет собой прагмалингвистический анализ обращений в ситуации речевого общения немецких младших школьников. Материалом исследования послужили результаты наблюдения за речевым поведением немецких младших школьников, зафиксированные в анкетах интервью, а также эпизоды с ситуациями обращения, извлеченные из текстов детской художественной литературы методом сплошной выборки.
Особый интерес представляет анализ ситуаций с обращениями в речи немецких младших школьников рамках стратегии самопрезентации, которая является ведущей коммуникативной стратегией данного возраста, что обусловлено интеграцией ребенка в общество и связанной с этим социализацией. В основе коммуникативной стратегии самопрезентации лежат четыре выделенные нами коммуникативные тактики: тактика принадлежности к группе «своих», тактика уничижения адресата, тактика самовозвышения в разговоре с взрослым, тактика выражения симпатии. В зависимости от параметров коммуникативной ситуации, статуса отправителя и получателя сообщения, коммуникативной цели высказывания в рамках каждой тактики младший школьник выбирает наиболее подходящую форму обращения. Благодаря этому он реализует свои интенции: явные и скрытые цели. Типичным для речи младшего школьника является употребление дразнилок в качестве обращения в рамках тактики уничижения адресата. Также выделяются базовые и ситуативно-групповые обращения.
Настоящее исследование представляет собой прагмалингвистический анализ обращений в ситуации речевого общения немецких младших школьников. Материалом исследования послужили результаты наблюдения за речевым поведением немецких младших школьников, зафиксированные в анкетах интервью, а также эпизоды с ситуациями обращения, извлеченные из текстов детской художественной литературы методом сплошной выборки.
Особый интерес представляет анализ ситуаций с обращениями в речи немецких младших школьников рамках стратегии самопрезентации, которая является ведущей коммуникативной стратегией данного возраста, что обусловлено интеграцией ребенка в общество и связанной с этим социализацией. В основе коммуникативной стратегии самопрезентации лежат четыре выделенные нами коммуникативные тактики: тактика принадлежности к группе «своих», тактика уничижения адресата, тактика самовозвышения в разговоре с взрослым, тактика выражения симпатии. В зависимости от параметров коммуникативной ситуации, статуса отправителя и получателя сообщения, коммуникативной цели высказывания в рамках каждой тактики младший школьник выбирает наиболее подходящую форму обращения. Благодаря этому он реализует свои интенции: явные и скрытые цели. Типичным для речи младшего школьника является употребление дразнилок в качестве обращения в рамках тактики уничижения адресата. Также выделяются базовые и ситуативно-групповые обращения.