Проблемы представления описательных предикатов в лингводидактической модели русского языка
Екатерина Валерьевна Соколова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-03-16
16:30 -
16:45
Ключевые слова, аннотация
Грамматика,
синтаксис, описательный предикат, экспликатор, дескрипция, прикладные
направления лингвистики.
Тезисы
Описательные предикаты (ОП), определяемые как синтаксические
единицы по смыслу равнозначные слову и обладающие отдельными свойствами
фразеологизмов и свободных сочетаний, являются необходимым атрибутом научного
текста, так как участвуют в синонимических перефразировках, имеющих целью
выполнение конкретных коммуникативных задач. Обучение декодированию и
продуцированию ОП, необходимых инофонам при чтении и построении научных текстов,
не должно основываться на запоминании клишированных оборотов. Для обучения построению
ОП следует предъявить внятный алгоритм их порождения. Существующие
классификации ОП «от глагола-экспликатора» не пригодны при преподавании РКИ,
поскольку ведущим в этом случае должен
быть подход «от семантики к средствам выражения». Отмечена необходимость
создания описания ОП «от исходного слова». Такое описание в большей степени
возможно для ОП-1 (вести спор),
представляющих собой дескрипции уровня словосочетания. По отношению же к ОП-2,
являющимся подлежащно-сказуемостными структурами: Произошел взрыв, Присуще
постоянство, Тоска взяла, такой способ описания проблематичен. Наибольшие
трудности вызывают ситуации с денотативными предикатами события, процесса и
действия, поскольку образование ОП-2 часто сопряжено с одновременным
перераспределением ролей основных компонентов денотативной структуры: Идет спор, Ведется расследование.