XLVI Международная филологическая научная конференция

Дар Терпсикла: об одной надписи из Додоны

Михаил Михайлович Позднев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2017-03-15
17:40 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Рапсоды, Додона, эпиграфические памятники, Гомер, посвящения.

Тезисы

Надпись (SGDI 5786 = Lazzarini 142) на ободе треножника, обнаруженного при раскопках Додонского святилища К. Карапаносом в 1878 г., гласит: «Терпискл, рапсод, посвятил Зевсу Найосу». Надпись датирована А. Кирхгофом серединой V в. и таким образом дает самое ранее эпиграфическое свидетельство о гомеровских рапсодах. Текст привлекался в контексте дискуссии об истории Додоны: надпись Терпсикла, якобы, говорит в пользу ранней даты местного праздника «Найа». Другие эпиграфические, а равно и литературные источники свидетельствуют, однако, о значительно более поздней дате; исследования П. Кабаноса, Я. Милонопулоса и др. со всей ясностью показывают, что «Найа» были учреждены в эллинистическую эпоху. О привлекательности Додоны для рапсодов свидетельствует и другая надпись — посвящение рапсода Клеарха (Robert, Coll. Froehner 44, nr. 39), — редко привлекаемая исследователями ввиду спорности ее додонского происхождения. Новейшая история артефакта, попавшего в собрание Френера весьма примечательным способом, позволяет с большой степенью вероятности соотнести надпись Клеарха с Додоной. Что побудило рапсодов, один из которых, судя по его имени, происходил из Ионии, посвящать свои награды в Додонское святилище, лежащее на окраине греческого мира? Предположительно — их репертуар, в который определенно входила Патроклия, а значит и молитва, с которой Ахилл обращается к Додонскому Зевсу (Il. 16, 233–48).