XLVI Международная филологическая научная конференция

На стыке жанров: готические новеллы Артура Конан Дойла

Анастасия Андреевна Липинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2017-03-20
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Жанровый гибрид, пародия, готическая новелла, научная фантастика, повествовательная инстанция.

Тезисы

Часть наследия Конан Дойла составляют новеллы, связанные с готической традицией, расцвет которой в малых повествовательных формах пришелся как раз на то время. Но интерес писателя к различным жанрам и непростая история его идейной эволюции привели к тому, что его «готические» новеллы представляют собой весьма разнообразные жанровые гибриды.
Ранние опыты такие, как «Рассказ американца» («The American's Tale»), откровенно пародийны, они обыгрывают мотив искусного враля и доверчивой аудитории, но в то же время касаются ключевой для жанра ghost story ситуации рассказывания, создающей зазор между событиями и повествованием о них.
Зрелые рассказы («Ужас расщелины Голубого Джона» — «The terror of Blue John Gap») порой строятся на стыке готики (атмосфера пугающей таинственности, невозможность подтвердить или опровергнуть рассказанное) и только еще зарождающейся научной фантастики (образ ученого, идея научного поиска, гипотезы о развитии доисторической фауны).
Самый своеобразный жанровый гибрид такого рода — «Ужас высот» («The Horror of the Heights»). Тематика (авиация, исследования атмосферы) характерна опять же для научной фантастики, однако повествовательные техники и мотивы заимствованы из литературной готики (имитация подлинного документа, неполнота сведений, возможность различного истолкования, столкновение рационально мыслящего человека с неизведанным и необъяснимым), а стиль якобы документального повествования служит созданию поэтического образа, эмоционально воздействующего на читателя.
Анализ различных способов задействования Конан Дойлом мотивов литературной готики в перспективе может способствовать более точному пониманию как его новеллистического наследия, так и эволюции готической новеллы и ее способности комбинироваться с различными жанрами.