Русские устойчивые сравнения с эталоном «ребенок» (на фоне китайского языка) в аспекте русского языка как иностранного
Личэн Чжан
Докладчик
доцент
Юго-восточный университет
Юго-восточный университет
198
2017-03-15
17:00 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Устойчивое сравнение, эталон, основание
сравнения, культура, менталитет.
Тезисы
Устойчивые
сравнения (далее — УС) выделяются ярко выраженной национально-культурной
спецификой, наиболее важную роль при этом играет одна из частей устойчивого
сравнения — эталон сравнения. УС с эталоном «ребенок» многочисленны и очень
частотны в русской разговорной речи и художественной литературе. Эти единицы
требуют изучения на фоне китайского языка, где также наличествуют сравнения с
этим эталоном, для выявления сходств и различий в двух языках с целью
дальнейшей презентации русских УС в китайской аудитории продвинутого этапа
обучения. В словарях устойчивых сравнений русского языка зафиксировано 43 УС. В
китайской лексикографии отсутствует словарь устойчивых сравнений, поэтому нами
был проведен опрос 92 носителей китайского языка для выявления корпуса
сравнений с эталоном «ребенок». В результате опроса было выявлено 363 УС
китайского языка. «Ребенок» выступает как эталон русских УС со следующими
основаниями: глупый, доверчивый, наивный,
беспомощный, играть, плакать, смеяться, спать и др. Чаще в русском языке
наблюдается расширение эталона — маленький
(малый, грудной) ребенок. В «Национальном корпусе русского языка» как ребенок часто используется без
эксплицирования основания сравнения, которое выводится из контекста. Субъектом
русских сравнений является человек или щеки человека. В китайских УС
основаниями сравнений при эталоне «ребенок» выступают прилагательные чистосердечный, милый, счастливый,
радостный, сумасшедший, невежественный, грустный, глаголы шуметь, говорить, спать, есть и др. Субъектом
сравнений могут быть человек, его душа, хорошая кожа. Сходства оснований
сравнений в двух языках обусловлены универсальными чертами характера и
поведения детей, а различия — особенностями национального менталитета, принятых
в культуре норм поведения.