Научное знание в публицистическом тексте
Екатерина Ионовна Варгина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
182
2017-03-16
10:20 -
10:40
Ключевые слова, аннотация
Научная информация, достоверность, идентификация с адресатом, персонификация.
Тезисы
Исследование посвящено риторическим функциям научного знания в публицистическом тексте. В качестве материала рассматриваются интернет-версии качественных британских и американских газет. Мы рассматриваем собственно новостные сообщения, посвященные достижениям науки, аналитические статьи и обзоры на научные темы, интервью с учеными, а также прямые и косвенные цитаты из научных работ и высказываний ученых в публикациях на разные темы. Нас интересует то, как научная информация используется в качестве аргумента в политической дискуссии.
Весь собранный материал можно разделить на две группы:
1) Публикации, не содержащие никаких публицистических высказываний. Их прагматический эффект в контексте политического издания связан с отбором научной информации и эффектом «ореола».
2) Публикации, где научная информация служит для достижения политических целей.
Проведенное исследование позволило нам установить, что воздействие научной информации на читателя-неспециалиста основано как на логическом убеждении, так и на эмоционально-оценочном компоненте.
В качестве логических аргументов научные факты выступают главным образом как фактуальные и причинные аргументы.
С точки зрения ценностной системы читателя основным критерием принятия публицистической информации является ее достоверность. Информация подается как научная с целью преодоления фильтра недоверия. С этим связаны особенности применения риторического приема идентификации с авторитетами и связанной с ней персонификации. Хотя научное знание традиционно ассоциируется с пониманием, непонятное, загадочное и таинственное также может способствовать повышению убедительности дискурса. Носители знания, недоступного «простым смертным» могут приобретать особый авторитет.
Весь собранный материал можно разделить на две группы:
1) Публикации, не содержащие никаких публицистических высказываний. Их прагматический эффект в контексте политического издания связан с отбором научной информации и эффектом «ореола».
2) Публикации, где научная информация служит для достижения политических целей.
Проведенное исследование позволило нам установить, что воздействие научной информации на читателя-неспециалиста основано как на логическом убеждении, так и на эмоционально-оценочном компоненте.
В качестве логических аргументов научные факты выступают главным образом как фактуальные и причинные аргументы.
С точки зрения ценностной системы читателя основным критерием принятия публицистической информации является ее достоверность. Информация подается как научная с целью преодоления фильтра недоверия. С этим связаны особенности применения риторического приема идентификации с авторитетами и связанной с ней персонификации. Хотя научное знание традиционно ассоциируется с пониманием, непонятное, загадочное и таинственное также может способствовать повышению убедительности дискурса. Носители знания, недоступного «простым смертным» могут приобретать особый авторитет.